У совершенства нет границ
Больше всего призовых мест – 39 – в областном этапе Всеукраинских олимпиад в уходящем учебном году заняли учащиеся Северодонецкого многопрофильного лицея (директор Е.А. Скуридина). Одиннадцать победителей подготовила учитель физики и астрономии, учитель высшей категории, учитель-методист Лидия Фёдоровна Олейник, чей педагогический стаж – 44 года. В канун Дня города мы встретились с Лидией Фёдоровной.
– Лидия Фёдоровна, Вы много лет подряд готовите победителей олимпиад разного уровня. Каким был самый высокий результат Ваших учеников?
– Яркая звёздочка – Яков Грудцын, выпускник 2005 года, который участвовал в международной олимпиаде по физике в Испании, получил приглашение на учёбу за рубежом, там и работает сейчас. Участников республиканских олимпиад за это время было человек десять. А вот сколько было участников областных олимпиад за 20 лет работы в лицее и годы работы в школе, сказать сложно: каждый год два-три человека в какой-то из параллелей 8-11 классов.
– Как нужно относиться к своему предмету, чтобы не просто заинтересовать им ребёнка, а увлечь постоянным совершенствованием и ростом?
– Всё начинается с первого курса, когда к нам приходят восьмиклассники. Непросто увидеть ребенка, который увлечен физикой как наукой. Поиск начинается с решения так называемых качественных задач, когда пытаешься понять, кто из детей способен мыслить логически. Потом отбираю группу ребят, с которой работаю индивидуально по программе углубленного изучения физики. В лицее проводятся олимпиады по предметам, здесь тоже определяется круг «юных физиков». А далее – постоянная работа по пополнению их знаний: в каникулы, после уроков, по выходным и праздникам. Задачи, задачи, задачи…
Материалы для индивидуальной работы с учащимися, которые я собрала за время работы, очень ценные. Это задачи областных олимпиад, литература, которую получила, выезжая на республиканские олимпиады. Этот багаж постоянно пополняется.
В подготовке детей к предметным олимпиадам по физике большое значение имеет тесное сотрудничество с учителем математики. Глубокое знание ребёнком математики помогает ученику в освоении физики и раскрывает широкий спектр возможностей для учителя физики. А потенциал есть в каждом ребёнке, и, если с ним работать, ребёнок развивается, добивается результата.
– Дети за последние десять лет стали более информированными, более любознательными или у них притупился интерес к учёбе?
– По-прежнему есть дети, которые заинтересованы в глубоких знаниях, в их развитии. Если говорить об астрономии, то здесь участники олимпиад – десятиклассники, которые получают знания в большей степени путем самообразования. Моя задача – помочь им сориентироваться в море информации и сгруппировать её. Например, Влад Карачёв, выпускник 2017 года, победитель III и IV этапов олимпиады по астрономии, самостоятельно начинал изучать этот предмет с 9 класса. Богдан Водяник, выпускник 2017 года, четыре года подряд был победителем республиканского этапа олимпиады, очень глубоко изучал физику, много работал над собой. Опыт участия в республиканских олимпиадах в девятом и десятом классе привёл его к успеху в одиннадцатом. А стать победителем на уровне республики в выпускном классе очень сложно: большая конкуренция.
– Кто-то из Ваших призёров возвращается в Северодонецк или все, окончив вузы, остаются в крупных городах?
– К сожалению, у них в приоритете Киев и Харьков. Да и заканчивают в основном КПИ и ХНУРЭ. А дальше – работа в фирмах, которые поддерживают тесную связь с зарубежьем.
– А у Вас не было никогда желания уехать из Северодонецка в какой-то мегаполис?
– Нет. Десять первых лет своей педагогической деятельности я работала в Лисичанске. Потом получили квартиру в Северодонецке и переехали сюда. Начиная с 1983 года, я работала в СОШ №16, оттуда перешла в лицей.
– За что Вы любите лицей и город?
– В лицее приятно работать: во-первых, люблю работать с детьми, потому большинство из них небезразличны к предмету; во-вторых, здесь собралась команда учителей, для которой главная цель – развитие детей, у нас тесная связь с учителями математики, других предметов. Благодаря руководству лицея, мы постоянно на методических семинарах знакомимся с новыми педагогическими технологиями. Сейчас, например, осваиваем разнообразные компьютерные технологии. Некоторые программы освоили благодаря детям, они в этом плане сейчас «продвинутые».
Город поддерживает нас в работе с одарёнными детьми: лицеисты получают за свои достижения поощрения. Например, на День города всегда награждаются лучшие ученики. Северодонецк ценит их ум, способности, таланты, достижения.
– А что хотелось бы пожелать к празднику городу, коллегам, себе, детям?
– Чтобы наш город продолжал развиваться, чтобы над ним и страной всегда было мирное небо, чтобы ушли в далёкое прошлое все военные действия. Хочется, чтобы возродилось в Северодонецке многое из того, чем он был славен: статус интеллигентного города, где много институтов, где есть потребность в талантливой молодежи, перспективы для нее и … проспекты в розах. А еще хочется, чтобы городская власть поощряла за достижения не только учащихся, но и находила возможность поощрять учителей за их труд, ведь они вкладывают свою любовь, энергию, время в детей, которые достигают больших результатов. Наши ученики – наше будущее.
Инф. "СВ"