Северодонецкий горсовет: итоги и планы
2 декабря исполняется ровно год со дня принятия присяги нынешним составом Северодонецкого городского совета. Закон требует, чтобы ежегодно депутаты отчитывались перед избирателями о выполнении своих полномочий и работе совета, в который они избраны. Такие детальные отчеты нам еще предстоит оценить, а пока о работе Северодонецкого городского совета VII созыва за прошедший год и планах на перспективу рассказывает секретарь Северодонецкого городского совета Игорь Бутков.
– Игорь Николаевич, после вступления депутатов в полномочия и формирования большинства в совете, какие направления работы депутатского корпуса стали приоритетными?
– Основным приоритетом стал системный подход к работе депутатского корпуса и исполнительных органов городского совета, эффективное расходование средств в рамках городских целевых программ. А сами программы – реальные, с конкретными сроками и обязательствами.
Еще один приоритет – реформы в тех сферах, где они давно назрели. Например, в жилищно-коммунальном хозяйстве. В соответствии с требованиями законодательства была создана единственная управляющая компания. Ей на обслуживание передан весь городской жилой фонд. Уже сейчас понятно, что эта реформа приведет к экономии бюджетных средств. И даже имея экономически неактуальный тариф, управляющая компания «Жилсервис «Світанок» работает без убытков. А при прошлой системе ЖЭКи были постоянно убыточными и практически каждую сессию депутаты выделяли средства на их поддержку.
– В рамках этой реформы уменьшен штат сотрудников?
– В основном, это коснулось управленческого аппарата. Было выбрано единственное безубыточное предприятие – «Жилсервис «Світанок». Его руководитель Павел Владимирович Антоненко показал свою способность эффективного управления предприятием и теперь он применяет ее, организовывая обслуживание всего городского жилого фонда. «Світанок» стал базовым предприятием. Хотел бы отметить, что депутаты очень ответственно подошли к кадровому вопросу и оказывают поддержку действительно ценным для города специалистам, предоставляют им возможность развиваться, дают полномочия для расширения своего позитивного опыта.
Депутаты горсовета нынешней каденции увидели, что работе коммунальных предприятий не уделялось должного внимания со стороны руководства города. Формальный, «совковый» подход к управлению привел к тому, что некоторые директора воспринимали вверенные им предприятия как собственную вотчину, где можно пренебрегать требованиями законов, эффективностью работы, заботясь лишь о собственном благе. К примеру, в процессе ликвидации ЖЭКов выяснилось, что их руководящие работники по 6-8 лет якобы не были в отпусках. И перед увольнением им следует выплатить значительные суммы компенсаций из бюджета. Вероятнее всего, эти отпуска просто не оформлялись должным образом. И если бы со стороны городского совета был надлежащий контроль, городу не пришлось бы расставаться с финансами…
К сожалению, и правоохранители у нас сегодня заняты больше политикой, чем расследованиями преступлений – то они ловят несуществующих угонщиков машин, то несуществующих хулиганов из числа депутатов городского совета. А реальные злоупотребления городского головы расследуют с большим трудом.
– Система управления менялась не только в жилищном хозяйстве?
– На КП «Северодонецкое троллейбусное управление» также произошли серьезные перемены. Депутаты назначили нового руководителя, который увидел, что все мнимое благополучие предприятия базировалось на накручивании субвенций и субсидий, пока их выплачивало государство. При полном попустительстве со стороны городской власти еще и были непомерно раздуты штаты с трудоустройством целых родственных кланов, которые всячески теперь пытаются препятствовать наведению порядка на предприятии. Но процесс идет, и уже можно говорить о предварительных результатах. Если при более низких зарплатах и тарифах на электроэнергию, троллейбусному управлению требовалось 25 миллионов гривень бюджетной финансовой помощи в год, то за неполный 2016-й при возросших заработных платах и тарифах на электричество ему потребовалось 12 миллионов гривень, то есть в два раза меньше дотаций.
– Какими были приоритеты в социальной сфере города?
– Система городского здравоохранения функционирует на должном уровне, депутаты поддержали эту сферу финансированием ремонтных работ в помещениях поликлиники и отделений городской многопрофильной больницы, приобретением нового оборудования. Был предпринят ряд шагов, в результате которых в Северодонецке появилось еще одно лечебное учреждение – военный госпиталь. Наши горожане имеют дополнительную возможность получения качественных медицинских услуг. То же касается и госпиталя МВД, который также при содействии депутатского корпуса организован в Северодонецке. Таким образом, в сравнении с не особенно удачными попытками областной власти восстановить работу областных лечебных учреждений, результаты работы депутатов и чиновников Северодонецка гораздо позитивнее.
Главное в подходах к социальной сфере – улучшить качество услуг, предоставляемых горожанам в профильных учреждениях. Я расскажу обобщенно о работе по каждому направлению. Образование: выплата педагогам всех гарантированных законом надбавок, приобретение в каждую школу компьютерных классов, по 2 интерактивные доски, проекторы. В детские сады закупались мебель и оборудование для пищеблоков, бойлеры, стиральные машины. В спортивной сфере выделены средства на выплату премий тренерам, впервые профинансирован весь календарь соревнований, профинансированы стипендии выдающимся и подающим надежды спортсменам. Также проводились ремонты в спортивных учреждениях.
Культура: выделены средства на улучшение материально-технической базы клубных и библиотечных учреждений.
Социальная защита: созданы новые рабочие места, приобретена оргтехника, программное обеспечение, мебель, реабилитационное и физиотерапевтическое оборудование. Оптимизированы процессы приема заявителей.
– Вы неоднократно упоминали о выделении средств. А как обстоят дела с их освоением, ведь за его невысокий процент критикуют городской совет?
– Оценивать факты можно по-разному. Если говорить о средствах, выделенных в начале года, то все они будут освоены. На начало года бюджет развития составлял около 80 миллионов гривень. В течение года эта сумма практически удвоилась. И совсем не благодаря децентрализации, как утверждают некоторые болтуны.
– А что же стало причиной увеличения?
– Таких факторов всего два. Первый – это инфляция, из-за которой выросли цены и зарплаты и, соответственно, налоги с них. Второй фактор – предприятия с неподконтрольной Украине территории зарегистрировались в Северодонецке и платят налоги в наш бюджет. Так что, видя увеличение бюджетных поступлений, депутаты выделяли дополнительные средства в бюджет развития. И процент освоения считается относительно удвоенного за год бюджета развития
– То есть оснований для критики нет?
– При желании основания для критики можно найти всегда. Если принять во внимание, что первое распределение средств было по итогам финансового полугодия, а остальные – по итогам выполнения бюджета за 9 и 11 месяцев, станет понятно, что полностью эти средства освоить просто невозможно. Но по сравнению с прошлым годом мы осваиваем больше средств и неосвоенные средства никто у города не заберет, они перейдут на 2017 год.
– А какие прогнозы на следующий бюджетный год?
– Бюджет-2017 ожидается более тяжелым. Растут тарифы на коммунальные услуги и увеличивается минимальная заработная плата, государство планирует изъять из городского бюджета реверсную дотацию и уменьшает медицинскую и образовательную субвенции. Сэкономленные в нынешнем году средства могут стать финансовой «подушкой безопасности» для стабильной работы городских структур в следующем году.
– Как в этих условиях планирует работать депутатский корпус?
– Слаженно и эффективно при поддержке наших избирателей. Отделы и управления городского совета подготовили целевые программы на следующий год, часть из них уже принята на сессии. Их реализация потребует около 900 тысяч гривень из городского бюджета. По подсчетам специалистов, приведение городского хозяйства в благополучное состояние потребует около 1,5 миллиарда гривень бюджетных средств – это в 10 раз больше бюджета развития нынешнего года. Имеется в виду расходование средств на городскую инфраструктуру и социальные учреждения. Сумма сегодня кажется гигантской, как и объем предстоящих задач. Но они точно не решатся сами по себе. Значит, продолжаем работать.