Пьянит не только вино
7 апреля в Северодонецкой галерее искусств открылась персональная выставка художника Бориса Костяникова. На ней представлено 38 интересных, эмоциональных и лирических живописных работ автора реалистического и ассоциативного направлений. Это уже четвертая экспозиция мастера в Северодонецке, традиционно вызвавшая глубокий интерес среди северодонецких художников, поэтов и ценителей искусства.
На импровизированной сцене художника поздравляли со знаменательным событием. Ему дарили цветы и говорили слова благодарности. Но на самом деле было видно, что в зале собрались давно знакомые друзья, которые в силу разных причин давно не виделись.
«Мне очень приятно, что я имею возможность сегодня быть здесь именно с вами, – поделилась своими впечатлениями председатель Кременской райгосадминистрации Наталья Чехута. – Меня переполняют эмоции, ведь Борис Костяников – мой земляк. И мне очень приятно, что именно этот человек представляет Кременщину на территории Луганщины, Украины и на международном уровне. Иногда нам не хватает потенциала для того, чтобы передать чувства словами, выразить свои ощущения. Борис Костяников дает нам возможность прикоснуться к прекрасному, увидеть и почувствовать его. А смелые и яркие краски, которые он использует в своих работах, рождают в нас желания созидать, творить и развиваться. Я очень благодарна ему за бескрайний талант и за творчество. Пусть они будут неисчерпаемыми, чтобы мы могли еще много-много лет подряд наслаждаться такими эмоционально наполненными работами».
От имени Северодонецкого городского совета автора и его многочисленных земляков, коллег и друзей приветствовала заместитель начальника отдела культуры горсовета Светлана Ульянова: «Мне кажется, у каждого из присутствующих при просмотре работ возникают разные эмоции. Но их все объединяют насыщенность, полнота и яркость. Все они светлые и положительные. Спасибо вам за это!»
Начальник отдела культуры Кременской райгосадминистрации Нина Боярская также поделилась своим впечатлением от представленных работ и воспоминаниями. В частности, она рассказала, что в 2014 году, когда начались суровые события, Борис провел благотворительную выставку-аукцион своих работ, на которой собрал 27 тысяч гривен для нужд украинских военных.
«Это была моя лепта в поддержку государственности, армии и, конечно же, мира, – говорит Борис Костяников. – Я, как украинский художник, член Национального союза художников Украины, считаю это своим долгом. Наш украинский народ достоин самого наилучшего».
Среди присутствующих на мероприятии была и искусствовед, доктор культурологии, художник Ольга Смолина. Комментируя увиденное, она отметила, что на выставке представлены более и менее реалистичные работы. По ее словам, работа не возникает в готовом виде. Сначала это некое безотчетное впечатление. Например, во время движения в уличной толпе, вдруг еще не поняв, что, но что-то привлекает внимание. Какой-то всплеск, блеск или звук. Если на этом этапе сделать отпечаток, получатся ассоциативные работы, представленные во втором зале галереи: «Розовое утро», «Утренний поцелуй» или «Праздник».
Следующий этап – это уже более-менее сформировавшийся образ, но все еще неожиданный, со множеством включений. Например, картина, на которой можно увидеть полотно, прикрепленное бытовыми прищепками, и ионическую колонну на ее фоне, которая является образцом чего-то классического.
И наконец, более реалистичные работы. Когда образ полностью сформирован, но по-прежнему содержит в себе некое таинство и глубину, особенно если обратить внимание на ее название. Например, одна из самых ярких работ, прекрасный портрет девушки в красном, которая называется «Малиновое вино». «Становится понятно, что пьянит отнюдь не только вино, – говорит Ольга Смолина. – А если посмотреть с точки зрения не реалистичности – как бы выглядело это молодое красное малиновое вино с вектора звука или цвета? Наверное, это было бы стекло, глаза…»
А меж тем, эта девушка в красном со своего пьедестала весь торжественный вечер наблюдала за происходящим и очень гармонировала с музыкальными композициями юных скрипачек и их аккомпаниатора из Северодонецкого областного музучилища имени С.С. Прокофьева. И своим нереалистичным присутствием создавала атмосферу дружественности и уюта.
Во время общения с журналистами Борис Костяников такое совмещение реального и нереального пояснил так:
– Когда показываешь зрителю реалистичные и постмодерные или ассоциативные, как я их называю, композиции, то даешь возможность ему самому вообще судить о развитии современного искусства. Из ассоциативных работ здесь представлены «Праздник урожая», «Улыбка белой розы», «Утренний поцелуй» и другие. Среди реалистичных – пейзаж «Святогорский звон», портрет дамы «Малиновое вино», классические натюрморты, этюд «Венеция» и многие другие, в том числе из тематических циклов.
– Как Вы выбираете тему для работы?
– Все зависит от настроения. Можно ходить долгое время возле одного и того же пейзажа, и не видеть. А потом в какой-то прекрасный момент открыть его для себя. Мы как-то с друзьями сидели допоздна в парке Шевченко (г. Харьков). А у меня мастерская рядом. И придя туда ближе к рассвету, я написал ассоциативную вещь «Ровно в полночь у фонтана». Любая работа вызвана эмоциями и настроением. Это именно то, что называется вдохновением. Бывает период «хочется писать» – тогда пишу. Когда нет – занимаюсь изучением материала, посещаю библиотеки, выставки, путешествую. Готовлю эскизы и занимаюсь художественной подготовкой – приобретаю кисти, краски, холсты, подрамники. И когда муза заходит в мастерскую, я могу свободно творить, не отвлекаясь.
– Каждая ли Ваша работа имеет свою творческую историю?
– Есть картины с богатыми историями. Но основная масса работ тематические. У меня есть цикл «Берег далеких встреч». Он связан с поездкой в Европу. Я написал его после того, как воочию увидел Венецию, Вену, работы художников, которые изучал по истории искусства. После у меня была тема «Художник и модель». На данной выставке можно увидеть работы и с того, и с другого цикла.
– Над какой темой работаете сейчас?
– Сейчас занимаюсь эскизами. Хочу создать произведения, связанные с народным праздником восточных славян, посвящённым летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы, – Иван Купала. Меня эта тема глубоко трогает.
– Это уже не первая Ваша выставка в Северодонецкой галерее искусств? Как встречает Вас северодонецкий зритель?
– Да, если не ошибаюсь, это четвертая моя выставка. Последняя была совместная с братом Анатолием около семи лет тому назад. Я люблю Северодонецк. Это мой родной регион. А данная галерея – единственная в нем выставочная площадка. Первая выставка была где-то в середине 90-х. Тогда здесь все было совершенно по-другому. Но иногда я бываю в Северодонецке и по другому поводу. Часто сам являюсь зрителем той или иной выставки, неоднократно посещал театр. Вообще Северодонецк я всегда считал культурным центром. Даже сегодня в нем гастроли театра «Черный квадрат», куда я хотел бы попасть, если будет время. У меня два брата. Анатолий – художник. Кстати, он был моим преподавателем во Львовском художественном училище. И по жизни им остается. А старший брат Иван – актер. Именно он приучил меня к театру. Кроме того, у меня в Северодонецке есть друзья, которых я очень люблю. Мне приятно встретиться и пообщаться с местными художниками. Очень ценю их и уважаю. Поэтому этот город мне близок. И я рад, что сегодня есть повод снова встретиться с северодончанами.
– Есть ли у Вас любимая картина?
– Любимой работы нет, так же как у матери нет любимого ребенка. Рафаэль одну из лучших своих работ написал в 17 лет, а Тинторетто – в 70. Надеюсь, что моя лучшая вещь впереди. По крайней мере, я к этому стремлюсь.
Олеся ПЕТРОВА