Григорий Пригеба: «Людей интересует улучшение жизни в городе, а не отношения мэра и секретаря совета»
О ситуации, сложившейся в Северодонецком городском совете и об изменениях в структуре городской власти, связанных с выходом на работу Северодонецкого городского головы Валентина Казакова, мы говорим с секретарем городского совета Григорием Пригебой.
– Григорий Валентинович, правда ли, что выход на работу городского головы означает отстранение Вас от власти? Ведь раньше вы исполняли обязанности мэра города?
– Неправильно говорить, что кого-то в этом здании отстраняют от власти, потому что, согласно 5-й статьи Конституции властью в Украине является народ. А все, кто получает зарплату из бюджета – нанятые на работу менеджеры, которым избиратели платят зарплату. Если говорить обо мне, то, во-первых, я депутат городского совета от Радикальной партии Олега Ляшко, а во-вторых – секретарь городского совета, который избран на сессии большинством депутатов. И только в третьих исполнял обязанности городского головы, который отсутствовал с 12 февраля – три с половиной месяца.
Обязанности депутата определены законами Украины и предвыборной программой. Каждый день я стараюсь выполнять то, что обещал избирателям. С половины шестого утра, выходя на утреннюю зарядку, обхожу город и смотрю, в каком состоянии улицы, общаюсь с жителями. С 8 часов утра я на рабочем месте, с 9 до 10 утра ежедневно провожу прием граждан, а с 13 до 16 часов – выездные приемы по предварительно поданным заявлениям.
На должность мэра я хоть и баллотировался, но занимать его место никак не могу, поэтому возвращение Валентина Васильевича никоим образом не наносит ущерб моей работе или полномочиям.
Хотелось бы сказать, что подход «единоличного правления» давно пора забыть, это признак тоталитарных режимов, а мы строим развитое демократическое общество. Как мэр, так и секретарь совета имеют четко обозначенные полномочия, которые им даны для оформления и выполнения решений депутатского корпуса, который, в свою очередь, должен действовать в интересах своих избирателей.
– Как сложились Ваши отношения с коллективом мэрии?
– За эти три месяца я убедился в том, что примерно 80% аппарата исполкома – люди высокого профессионализма. Но, к сожалению, очень силен устаревший подход к работе. Ориентированность на конкретное руководящее лицо, стремление сохранить некую «элитарность». К примеру, когда мы инициировали перевод служебных автомобилей в статус дежурных, у многих был небольшой шок – «как это – чиновник без автомобиля»? Но, тем не менее, коллектив нормально воспринимает необходимость перемен, внедрения новых форм работы. Так что те, кто надеялись на какой-то саботаж решений новой команды, серьезно просчитались…
– Но кадровые перестановки все-таки были?
– Да, пришлось расстаться с некоторыми руководителями коммунальных предприятий и сотрудниками аппарата. Хотя такой цели не было. Просто кто-то не готов работать в новых условиях. Ведь давайте посмотрим, что нам досталось. Сейчас нас пытаются упрекать в том, что недостаточно быстро идет освоение средств. Но осваивать деньги «абы как», ради 30-40% отката на непонятных объектах – мы так не работаем. Я – обыкновенный чиновник, который должен организовать выполнение решений депутатов и исполкома. Именно депутаты определяют фронт работ и выделяют финансирование – по предварительно оформленным бюджетным запросам, одобренным исполкомом.
И это все реализуется. Реализуется в рациональном использовании бюджетных средств и других средств управления, которые на сегодняшний день нам делегированы как власти на местах, органам местного самоуправления, и мы сегодня строим эффективную модель взаимодействия горожанин-депутат-чиновники.
– А какая модель была раньше?
– Вы можете судить об этом по тем дворовым территориям, жилому фонду, парковой зоне, по тем убогим тротуарам, дорогам, которые существуют на сегодняшний день. В такое плачевное состояние они пришли точно не за три
месяца.
Неработающий сегодня «Азот» благополучно был продан в 2004 году, когда ситуация была благоприятная, за копейки – всего за тридцать миллионов. Но в карман кто-то получил сто миллионов. Продали за тридцать, но получили за это сто миллионов отката. Кто в этом участвовал, на сегодняшний день точно известно. Вся социальная сфера, которая принадлежала «Азоту», сегодня коммерческая. И гостиница «Мир» кому-то принадлежит, и асфальто-бетонный завод кому-то принадлежит, и садики кому-то принадлежат, и санатории кому-то сейчас принадлежат, и телекомпания. А как же так странно получилось, что все эти объекты стали принадлежать всего двум людям, уважаемым в этом городе? Такой у меня напрашивается сегодня вопрос, когда я вижу, как прославляют именные благотворительные фонды. А владельцы этих фондов благополучно забрали, украли градообразующее предприятие, получив за это хороший куш и забрав все самое «вкусное» от этого предприятия, что приносит прибыль, но сбросили на город жилье и социальную сферу.
Бабушки и дедушки голосуют за «благодетелей», раз в год присылающих коробку конфет к празднику. А потом, когда украденные предприятия перестают приносить прибыль, «благодетели» быстро забывают и о конфетах, и о социальных автобусах, и о других благах. Но, извините, за такие деньги, за которые «благодетели» продали предприятие, которое работало и обеспечивало всю инфраструктуру города… Один стал почетным гражданином, другой, тоже благополучно участвовавший в этом беспределе, стал мэром города. А выбрали как? Заставили горожан, потому что основной электорат на тот момент – это работники «Азота» и пенсионеры, которых можно свободно и легко завлечь коробкой конфет или пачкой гречки от благотворительного фонда имени себя, любимого. Вот на сегодняшний день власть, которая была, которая довела город до постыдного состояния.
А сегодня пришла новая
команда с новым мышлением. Это и бизнесмены, и врачи, и учителя, и предприниматели. То есть люди, которые болеют за город Северодонецк, который, по нашему мнению, должен быть привлекательным, который должен возродить свои былые традиции спортивного, здорового, молодого города. Вот в чем и стояла задача. Ясно, что за три месяца, за полгода это невозможно сделать.
– Сколько же времени может потребоваться?
– Надо, как минимум, год, чтобы сформировать команду и что-то уже сделать для горожан. А еще пару лет, чтобы реализовать 100 процентов практически все проекты. Но при очень активной поддержке областного и государственного бюджета, которые могли бы позволить, во-первых, выровнять полностью инфраструктуру, за этот год можно сделать капитальный ремонт абсолютно всех проблемных городских крыш.
При участии областного бюджета сегодня можно сделать реконструкцию центральных улиц – проспектов Гвардейского и Центрального. Я говорю о проезжей части и о тротуарах.
Есть реальная перспектива для создания рабочих мест – нам нужно помимо асфальтного завода, который еле пыхтит, несколько асфальтобетонных предприятий, которые могли бы выдавать 200-300 тонн асфальтобетона. Также можно в день укладывать 150-200 квадратных метров тротуарной плитки. Но нужен завод для изготовления качественной плитки. В нашей местности есть песок, и было бы очень здорово изготавливать эту плитку, не тратя средств и времени на доставку песка.
Северодонецк в перспективе – полноправный областной центр. Это уже понятно и очевидно, и к этому уже нужно быть готовым. Чтобы не просто провести косметические ремонты, а чтобы сделать город соответствующим высокому званию административного центра Луганской области.
Немаловажным и очень востребованным является строительство жилья. Есть микрорайоны, которые могут развиваться в нашем городе. Это позволит дать работу населению, обеспечить жильем нуждающихся военных, милицию, управленцев и граждан социальных категорий. Также нуждаются в жилье более 50 тысяч переселенцев, зарегистрированных в Северодонецке.
– Известно, что новая команда уделяет внимание восстановлению зон отдыха для горожан.
– Вы правы. Здесь у города тоже прекрасные условия. Это два парка с озерами: Чистое и Парковое, которые действительно позволят отдохнуть горожанам в летний период. Хорошая инфраструктура и база на озере Клешня, где тоже можно отдыхать. В самом городе хотелось бы видеть современную и комфортную инфраструктуру для детского развлечения. Если мы говорим о парке в районе Паркового озера, о Центральном парке, то нужен серьезный проект с областными или государственными инвестициями, чтобы мы создали коммунальные предприятия и дали развиваться этому парку. Там должны быть обязательно аттракционы, и, скорее всего, живой уголок с животными. Но для этого нужны средства, нужно, конечно, создание рабочих мест. Начата подкачка воды в озера, поддерживаем инициативы предпринимателей, стремящихся возродить городской парк.
– Отдых – это замечательно. Но на отдых тоже нужно заработать?
– Верно. Прекрасно будет, если заработает «Азот». Но необходимо поднимать в Северодонецке малый и средний бизнес, давать ему возможность развития. Потому что очень много сегодня горожан выехало на заработки в Европу и в Российскую Федерацию. Очень много вывезено предприятий малого и среднего бизнеса в другие области Украины. И, самое главное, уехало много специалистов. Нужно их сегодня привлекать. Во-первых, люди не должны бояться. Бояться, что их могут в чем-то обвинить, бояться неоднозначности ситуации, в которой нагнетается истерия и идет борьба, кто патриотичнее. Давайте скажем один раз и честно: мы все причастны к тому, что случилось – в той или иной степени. Сегодня нужно объединяться. Но. Есть должностные преступления – те, которые очевидны. Это нужно доказывать в суде или же действительно люди, совершившие их, должны как-то брать на себя определенную ответственность, каяться и идти в отставку. Но нагнетание истерик и манипуляции – недопустимы.
Так сложилось, что сегодня я – переселенец. Я люблю свою страну, люблю свой город, здесь живет моя семья, уезжать я никуда не собираюсь. Я осуждаю то, что происходит в Луганске, в Донецке, что произошло с Крымом, осуждаю режим Путина. Как человек, который боролся с Ефремовым и с его мафией, могу однозначно сказать, что сегодня на украинском Донбассе надо искать примирение всем политическим партиям, которые работают на местном уровне. Большая политика – в Верховной Раде. А у нас политика на дырявых крышах, в затопленных подвалах, в школах, в садиках, в больницах, в решении проблем наших горожан. Вот это наша основная политика.
– И все же вернемся к началу нашей беседы. Как складываются отношения с Валентином Казаковым после его возвращения? И как планируете дальше строить работу?
– С Валентином Казаковым я за шесть дней виделся дважды. В первый день, когда он вышел на работу, я действительно издал распоряжение о его увольнении. 16 февраля депутаты всего лишь лишили городского голову полномочий, уволен он не был, поэтому я надеялся, что Валентин Васильевич принесет документы, подтверждающие, где он был три с половиной месяца. Одно дело – полномочия выборной должности, другое – Кодекс законов о труде. О чем я и проинформировал Валентина Казакова. В это время в кабинете находился его адвокат Слесарев и новая команда Валентина Васильевича. Это депутаты Нижельская, Самарский, Сафронова, секретарь городской избирательной комиссии Кравцова. Эти соратники постоянно были рядом с мэром и поддерживали его. Они объяснили, что решение суда гласит о восстановлении на рабочем месте.
На следующий день мы встретились с депутатами группы «Северодонецк Европейский». Это депутаты от «Нашего края», «Батьківщини», БПП. Мы вручили Валентину Казакову письмо, в котором обращаем внимание городского головы на некоторые моменты.
Есть предложение не отменять кадровых решений, принятых в отсутствие Валентина Васильевича. Если у него есть какие-то претензии к назначенным руководителям коммунальных предприятий и должностным лицам – чтобы мы могли в законном порядке через исполком, через сессию провести эти вопросы.
Также нас очень беспокоит, что как раз под момент выхода Валентина Васильевича в город приезжают какие-то киевляне, пытающиеся выкупить у банка права на кредит, под который был заложен Ледовый Дворец спорта. Он был заложен в свое время под 3 миллиона гривень, сегодня с процентами сумма составляет около 8 миллионов. Так что есть угроза, что город лишится этого коммунального предприятия.
Следующий момент. Депутаты обеспокоены подозрительной активностью людей, именующих себя помощниками депутата Шахова. Есть опасность, что, создавая какие-то «ассоциации ОСМД», они могут захватить управляющую компанию, и жители города в очередной раз будут обмануты жуликами и авантюристами...
А отношения с Валентином Васильевичем мы будем строить рабочие. Потому что мы должны работать на горожан. Людей интересует улучшение жизни в городе, а не отношения мэра и секретаря совета. Любить мы будем своих жен и детей. А в городском совете мы будем пахать, выполняя конституционный долг и закон.