Льготные перевозки: сегодня и будущее
14 марта 2018 г. Кабинет Министров Украины постановлением №197 утвердил «Порядок предоставления льгот в наличной форме по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородних маршрутах». Документом ратифицированы замена льгот на проезд денежными компенсациями, а также перечень категорий льготных пассажиров, которым положена монетизация проезда.
Этим постановлением монетизация льготного проезда возложена на местные бюджеты из расчета 30 поездок в месяц. Для Луганской области это: 14 поездок на троллейбусе и по 8 поездок на городских и пригородных маршрутах автомобильного транспорта общего пользования.
Своим решением Кабинет Министров Украины фактически отменил льготы на бесплатный проезд в городском транспорте для пенсионеров, не включив их в список льготных пассажиров.
На заседании исполкома Северодонецкого городского совета, которое состоялось 25 июня, в противовес данному решению Кабмина было принято решение №401, которым полностью сохранен проезд для льготных категорий граждан, включая и пенсионеров, но с ограничением по времени проезда для тех, кто не вошел в перечень льготников, установленных Кабмином.
Подробнее об этом
рассказывает заведующий
сектором транспорта и связи Департамента экономического развития Северодонецкого
городского совета
Андрей Викторович ШИРШИКОВ:
–В связи с постановлением Кабинета Министров Украины о монетизации льгот на проезд и распоряжением председателя Луганской облгосадминистрации с расчетом средней стоимости на 30 поездок в месяц, для нашего региона установлена сумма 108 гривень. Она рассчитана на 14 поездок на троллейбусе и по 8 поездок на городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования. Если исполком введет в действие монетизацию, к которой нас принуждает правительство, тогда людям льготных категорий, определенных Кабмином, будет предоставляться монетизация (денежная компенсация) на такое количество поездок в месяц. Остальные поездки льготные категории пассажиров будут вынуждены оплачивать за свой счет. А те льготники, включая и пенсионеров, которых Кабмин не включил в список, будут ездить в городском транспорте на платной основе постоянно.
Решение исполкома №401 было принято как альтернатива монетизации. На заседании исполкома принято решение сохранить бесплатный льготный проезд в городском электрическом транспорте для всех льготников, но с ограничением по времени для пенсионеров, которых Кабинет Министров Украины исключил из списка льготных категорий на бесплатный проезд. С целью защиты прав наших пенсионеров, решением исполкома, вопреки решению Кабмина об отмене льгот для пенсионеров, было установлено с 01.07.2018 г. время бесплатного проезда для пенсионеров по возрасту, с понедельника по пятницу с 10.00 до 15.00, суббота-воскресенье с 09.00 до 16.00.
– Кто входит в список лиц льготной категории?
– Как я уже говорил, перечень льготных категорий установлен постановлением Кабмина. Документ определяет категорию лиц, которые имеют право на льготы по оплате за проезд всеми видами транспорта общего пользования. А именно: инвалиды войны I, II, III групп и лицо, сопровождающее инвалида I группы; участники боевых действий; участники войны; семьи погибших, участников боевых действий и АТО; участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС I и II категорий с удостоверением серии «А»; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающихся в школах-интернатах; жертвы политических репрессий; дети с инвалидностью, заболевание которых связано с Чернобыльской катастрофой; дети с инвалидностью и лица их сопровождающие; дети из многодетных семей; лица с инвалидностью I и II группы (общего заболевания) и лица, которые их сопровождают.
Таким образом, Кабмин ограничил перечень льготных пассажиров. В этот список совсем не вошли пенсионеры по возрасту, хотя они являются самой многочисленной и самой незащищенной категорией льготников.
– Тем не менее, в Северодонецке они остаются льготными пассажирами?
– Да. Решением №401 исполком принял на себя такую ответственность. Чтобы не лишать пенсионеров по возрасту льготного проезда в городском электротранспорте, было принято такое непопулярное решение – установить для них время бесплатного проезда. Таким образом, мы хотим финансово поддержать наше троллейбусное управление. Оно убыточное и существует только за счет дотации из городского бюджета. За 2017-2018 гг. предприятие уже получило из городского бюджета финансовую помощь в общей сумме более 30 млн. грн. При этом является единственным социальным транспортом в городе. Ожидаем, что часть людей, дожидающихся маршрутку, пересядет в троллейбус. Результаты мы сможем увидеть как минимум через месяц. Начальник троллейбусного управления проводит соответствующий мониторинг. Сравним его с результатами за этот же период прошлого года и увидим, получим мы финансовую выгоду или нет.
– Возможен ли пересмотр решения исполкома, например, в отношении установленного времени?
– Время было установлено для того, чтобы пассажиры, которые едут на работу и с работы, пользовались услугами троллейбусного управления и оплачивали свой проезд, что позволит уменьшить убытки предприятия. В этом году Харьковским автодорожным институтом для нашего СТрУ было проведено социальное исследование. По его результатам у нас на одного пассажира, который платит за проезд в троллейбусе, приходится три льготных пассажира. Раньше компенсация за проезд льготных категорий пассажиров производилась из государственного бюджета. Однако, с 2017 года компенсация за проезд льготных категорий была переложена на городские бюджеты, в которых отсутствуют такие средства. Поэтому сейчас КП «СТрУ» не имеет возможности развития, приобретения запчастей, нового подвижного состава и т.д. С 1 апреля мы повысили тариф на проезд в троллейбусе до 3 гривень. Это позволило немного легче «вздохнуть» троллейбусному управлению. Предприятие начало хотя бы самостоятельно покупать запчасти. Для статистики, в прошлом году убытки КП «СТрУ» составили более 17 млн. гривень. В этом году, если мы оставим такое же положение, расчетные убытки будут превышать 30 млн. гривень, а в 2019-м – более 40 млн. грн. Под вопросом стоит вообще существование троллейбусного управления. Решение исполкома было принято в противовес монетизации, для того чтобы оставить бесплатный проезд нашим льготникам, и при этом уменьшить убытки троллейбусного управления. Хотя, к сожалению, не все понимают это.
– Что делается для улучшения комфортабельности и безопасности проезда?
– Для обеспечения жителей Северодонецка троллейбусными перевозками сейчас ведется работа для получения отработавших в Киеве троллейбусов. Направлено соответствующее письмо на имя мэра Киева. Надеемся на помощь и поддержку по данному вопросу народного депутата Украины Сергея Шахова, который уже встречался с руководством г. Киева. Ждем результата. Если все будет так, как планируется, то город получит около десяти комфортных троллейбусов, более новых, чем подвижной состав нашего КП «СТрУ». В последний раз подвижной состав обновлялся в 2011 году. Сейчас КП «СТрУ» активно ищет варианты выхода из ситуации, в которой находится. Финансовая составляющая этого предприятия на данный момент очень тяжелая. Подвижной состав в критическом состоянии – более чем на 60 процентов изношенный. Недополучение средств из государственного бюджета на компенсацию проезда льготной категории пассажиров, как это было раньше, сказывается очень негативно.
Комментарий начальника
«Северодонецкого троллейбусного управления»
Руслана Евгеньевича ДЕГТЯРЕНКО:
«Кабинет министров Украины принял постановление №197, которым утвердил порядок предоставления льгот в наличной форме и категорию льготников. В чем смысл монетизации? Все ездят за деньги. Все. Так видит это Кабинет министров. С этой целью определенной категории граждан для компенсации проезда из городского бюджета должна выплачиваться установленная сумма средств. Луганская облгосадминистрация предусмотрела 30 поездок: 14 на троллейбусе и по восемь на пригородном маршруте и на межгородском. И на все это выделила 108 гривень. Но этого недостаточно. С этим вопросом я обратился к народному депутату Украины Сергею Шахову, и он озвучил его на заседании Верховной Рады, когда был день вопросов к Кабинету министров. Сергей Шахов выступает противником монетизации. И мы тоже не сторонники того, чтобы наши дедушки и бабушки платили за проезд деньги, которых у них нет. Но нас ограничил Кабмин.
Наше предприятие несет большие убытки. На сегодня нам нужно как минимум три миллиона гривень в месяц на оплату электроэнергии и заработной платы. По подсчетам Харьковского института на одного пассажира, который оплачивает свой проезд, приходится 3 льготника. За прошлый год нами было перевезено 5 млн. пассажиров платно и соответственно 15 млн. – бесплатно. Если умножить количество последних на 3 гривны, получится 45 млн. грн. На эти деньги предприятие могло бы не просто существовать. Мы имели бы возможность приобретать технику, ремонтировать ее, обновлять и т.д. Но городской бюджет не в силах компенсировать эти льготные перевозки. Как найти правильный подход в сложившейся ситуации, я пока не знаю. Мы готовы к диалогу. Но если и дальше возить льготную категорию пассажиров бесплатно, троллейбусный парк придется закрыть. Финансировать его нечем.
Есть еще несколько нюансов. Например, до 2016 года предприятия горэлектротранса платили за электроэнергию по тарифам, предусмотренным для населения. Позже НКРЭ приняла постановление, которым нас включили в список коммерческих предприятий. И сегодня мы платим за электроэнергию в три раза больше. Этот вопрос я также озвучил Сергею Шахову. В настоящее время он вынес на рассмотрение в Верховную Раду законопроект, который предусматривает перевод предприятий горэлектротранса на прежние тарифы. Если документ будет принят, наше предприятие сможет значительно уменьшить свои убытки.
Еще один нюанс – это состояние подвижного состава. Он весь старый и изношенный. Основная масса средств, которые зарабатывает предприятие, уходит на его ремонт. Купить новые троллейбусы город просто не в состоянии. Самый дешевый троллейбус стоит 5 млн. гривень. Поэтому мы очень рассчитываем на помощь народного депутата Сергея Шахова, который выступил посредником в переговорах с киевской мэрией по вопросу передачи нам 10 троллейбусов.
С целью сокращения убытков предприятия мы планируем некоторые изменения. Сейчас обсуждаем возможности открытия нового маршрута. Проводим подготовительные работы с тем, чтобы сократить ненужное движение. Например, кольцо разворота по единице – это вторая проходная. Людей вывезли на работу – больше там никто не ездит. Но мы туда курсируем целый день. Пришли к выводу, что нужно разворачивать машины прямо на улице Б. Лищины. Это нам даст экономию приблизительно полтора миллиона в год. Да и людям так будет удобнее – чаще будет ходить троллейбус. Примерно также планируем сделать с маршрутом номер шесть.
Для привлекательности троллейбусных маршрутов сейчас ведем переговоры с банками, чтобы установить в троллейбусах так называемые валидаторы – терминалы оплаты проезда с помощью банковской карты. Есть много и других задумок. Например, сделать в троллейбусах бесплатный Wi-Fi.
В целом, мы делаем все возможное для того, чтобы сократить убытки предприятия и сделать социальный транспорт более привлекательным для платежеспособного населения. В моем понимании, показатель любого большого города – это наличие в нем троллейбуса. Если в городе нет троллейбуса – это поселок городского типа. Кроме того, троллейбус – это экологически чистый и единственный социальный транспорт в нашем городе».
Инф. «СВ»