Ви тут:

Новая книга о монастырях Слобожанщины

03-02-2017
Категорія: 

В прошлом году увидела свет монография доктора культурологии, профессора кафедры философии ВНУ им. В. Даля, художницы Ольги Смолиной «Монастыри Слобожанщины: динамика художественного образа». В ней рассказывается о процессах формирования и развития монастырской культуры Слобожанщины и отражения социокультурных явлений второй половины XVII – начала XX веков в художественных образах монастырских ансамблей региона на основе архивных материалов. О том, как они собирались, компоновались и в конечном итоге превратились в книгу, нам рассказала Ольга Олеговна СМОЛИНА:

– Актуальность этой работы, как мне кажется, связана с возрождением украинской культуры, с необходимостью регистрации, поиска, восстановления и составления какого-то перечня тех памятников, которые были утрачены. У нас на Слободской Украине таких довольно много. Второй момент: современная культура носит постмодернистский характер. А наука и научные исследования входят в разряд позднеклассической науки и включают в себя не только рациональное, логическое знание, как это было раньше, но и мистическое, иррациональное, эту, собственно, лепту вносит монастырская культура. В книге рассматриваются не отдельные монастыри, а в контексте культуры монашества. То есть монастырь как комплекс: образы жизни, мышления, мира, который создается в ощущении и мировоззрении монашествующих, а также комплекс эстетических, архитектурных особенностей. Монография носит историко-культурный и историко-художественный, искусствоведческий характер.

– На кого рассчитана монография?

– Это научное издание. Оно может быть интересно всем, кто увлекается историей нашего края. Потому что в нем, в частности, заполняется пробел в информации и том, как наш край заселялся, как основывались монастыри, какую несли в себе символику и почему именно. Открылся факт, что именно в нашем регионе, возможно, это также станет новостью для определенного количества людей, до начала ХХ века было 30 различных монастырей в разное время. Хотя большинству известны только Святогорский и Старобельский. А в разных местах Слобожанщины (она включает в себя Харьковскую, Луганскую, Донецкую, Сумскую области, а также частично Белгородскую, Курскую и Воронежскую области РФ) их было множество.

– Есть ли предыстория написания книги, это ведь многолетний труд?

– Ее начало связано, наверное, с патриотизмом и любовью к малой родине. У меня художественное образование. Я изучала историю искусства в художественной школе, потом в художественном училище, в университете. Когда во время учебы речь шла о памятниках в Украине, то всегда говорили о ее центральных, северных и западных регионах. И очень мало о нашем. Редко когда можно было услышать о Святогорске. Возникал вполне закономерный вопрос: неужели у нас больше ничего нет? Наш край всегда характеризовался как рабочий, край металлургов и шахтеров. А в плане сакрального творчества, искусства в целом – тишина. Вот мне и стало интересно заняться именно этим вопросом.

– Из каких источников собирали информацию?

– Речь идет об архивных материалах. Я ездила в Святогорск, Старобельск, Харьковский Покровский монастырь, а также в места, где когда-то были монастыри. Это Фомовка, недалеко от Сватово, Куряжский монастырь (сейчас там колония для несовершеннолетних), Стрелечский (сейчас там больница для психически больных людей). Делала фотоснимки, общалась с людьми. В некоторых местах есть музеи, где также можно было почерпнуть информацию. Но основной костяк материалов взят из архивов Харькова, Петербурга и Киева (два места: Институт рукописи Вернадского и исторический архив).

– Изучая обозначенную тему, что больше всего привлекло Ваше внимание, удивило? Возможно, Вы сделали для себя какое-то открытие?

– Меня привлек интересный факт. Монастырь и искусство в его стенах характеризуется как каноническое. То есть, подчиняющееся определенным правилам, не меняющееся со временем. И вот эта неизменность ценится как достижение. А мне пришлось увидеть в реальности, что искусство в монастырях и архитектура меняются со временем. Мало того, они подвержены влиянию тех стилей и процессов, которые происходят в культуре светской. То есть при всей отдаленности монастырь включен в светскую культуру, хотя это противоречит его сути, потому что монастырь – это уход из мира. Тем не менее, мир проникает туда, и монахи откликаются на это действие мира. Это один из итогов исследования.

– Книга проиллюстрирована фотоматериалами и документами?

– В ней 76 иллюстраций и более ста архивных дел, которые приведены для научного обихода. Это дает представление о планировке, архитектурных особенностях, храмах, которые были на территории Слобожанщины, их внутреннем убранстве. Кроме того, в книге есть приложения, которые собраны по ходу дела. Например, данные о местночтимых иконах. Не все они были известны в Украине. А также данные о мастерах, работающих в монастырях, о монахах, которые внутри монастырей работали в иконописных мастерских. В том числе в женских, что вообще не традиционно. Также есть перечень храмов на территории монастырей, с датами их постройки, указанием архитекторов, которых удалось установить, данными о датах перестроек и разрушений.

– Где можно найти книгу для прочтения?

– Книга «Монастыри Слобожанщины: динамика художественного образа» есть в Северодонецкой городской публичной библиотеке, библиотеке нашего университета, разослана по всем ведущим библиотекам Украины, как это положено. Есть она и в свободной продаже.

Беседу вела Олеся ПЕТРОВА





Рейтинг: 
Голосов пока нет