В Новый год – с новой техникой
2017 год КП «Северодонецккоммунсервис» встретило с обновленным автопарком. За счет средств городского бюджета предприятие пополнилось двумя современными машинами. Первая – портальный мусоровоз – предназначена для вывоза крупногабаритного мусора. Вторая – машина дорожно-комбинированная КрАЗ самосвал с навесным оборудованием (пескоразбрасыватель и отвал для очистки снега) для уборки улиц в зимний период.
Заместитель городского головы Олег Юрьевич Кузьминов так прокомментировал обновление: «Депутатами городского совета впервые за много лет было принято решение о приобретении техники для коммунального предприятия, отвечающего за чистоту на городских дорогах и улицах. Техника, на которой работают коммунальщики сегодня, имеет значительную степень износа, кроме того, имеющихся машин, согласно нормативам, просто недостаточно для своевременного и качественного обслуживания городских улиц. В нынешнем году мы планируем продолжить работу по улучшению материально-технической базы коммунальных служб города, чтобы они могли соответствовать современным требованиям, предъявляемым к процессам санитарной очистки и содержания территории города».
Такой суперподарок станет хорошим подспорьем «СКС» для более эффективного выполнения возложенных функции. А их у него три основных: вывоз твердых бытовых отходов, содержание городских дорог и отлов бездомных бродячих животных.
Работы у «главных санитаров города» хватает круглый год, и, хотя она хлебом не пахнет, кто отважится оспаривать ее полезность и важность. Просто представьте, что будет с нами, если «СКСники» хотя бы на недельку устроят себе рождественские каникулы. Да какую там недельку?! За примерами далеко ходить не станем. Вспомним хотя бы утро 16 января.
…Зима щедро окутала Северодонецк белым покрывалом. Но транспортного коллапса удалось избежать благодаря опять-таки труду коммунальщиков. В 00.00 с воскресенья на понедельник они вышли на смену. Машины не отдыхали ни минуты, менялись только водители. Зато утром взрослые без проблем добрались на свои рабочие места, а детвора – в школы и садики.
«Сейчас мы сняли навесное оборудование со снегоуборочной техники, будем завозить песок, – говорит старший диспетчер Вадим Викторович Жмыхов. – Больше половины его запасов на зиму уже израсходовали. Посмотрите, какое у нас сегодня состояние дорог. Оценить его по достоинству могут водители, которые часто бывают в других городах. Может быть, не все идеально, но мы ждем ввода в эксплуатацию нового КрАЗа. Он нам очень поможет.
Да, есть проблема с очисткой снега на дорогах в старых районах. У ЗИЛов, которые там используются, конструкция лопаты не позволяет прижимать ее к асфальтовому покрытию. Верхний слой снега машина снимает, а наледь остается. Ее приходится растапливать, посыпать солью и песком. На более новых – КамАЗе и МАЗе, а также на новом КрАЗе – имеются гидроцилиндры, поэтому снегоуборку эти автомобили проводят более качественно.
Новый КрАЗ имеет лопату шириной 3 метра. Поэтому планируем эксплуатировать его на центральных магистралях города – проспектах Химиков и Гвардейском, улицах Курчатова и Новикова, шоссе Строителей, а МАЗ можно будет задействовать в старых районах».
«В идеале, – подтверждает и директор КП «Северодонецккоммунсервис» Игорь Михайлович Князь, – нам бы еще две таких единицы спецтехники приобрести, и проблема с очисткой дорог от снега в городе была бы решена. Как-никак, а их протяженность в общей сложности составляет 250 км. К тому же, в теплое время года, сняв навесное оборудование, этими же самосвалами можно осуществлять вывоз мусора со стихийных свалок, образовавшихся в пригородном лесу, за озером Парковым, в районе старого карьера».
Новый портальный мусоровоз предназначен для вывоза контейнеров с крупногабаритным мусором. «В ближайшее время, – делится планами Игорь Михайлович, – закажем и приобретем около сорока 8-кубовых контейнеров (так называемых «лодочек»). Для чего это делается? Как правило, возле контейнеров для сбора твердых бытовых отходов образовываются свалки крупногабаритного мусора: ветки, елки, разбитые унитазы, раковины, вышедшая из строя различная бытовая техника (телевизоры, микроволновки, газовые печки и т.д.), мебель. Весь ненужный в хозяйстве хлам складируется там. Когда мы приезжаем его забирать, погрузчиками выгребаем землю, оставляя при этом ямы. Теперь там все будет распланировано, рядом с контейнером для ТБО установим большой контейнер для крупногабаритного мусора (одна просьба: строительный мусор в них не выбрасывать!). Портальный погрузчик приехал, установил рядышком пустой контейнер, а наполненный забрал, увез на свалку, выгрузил и поехал на другую точку. Таким образом, город преобразится и приобретет ухоженный вид.
Более того, весь этот объем работы сможет выполнять один человек и один погрузчик, а не самосвал, трактор и грузчики, как ранее. Экономия средств и людских ресурсов весомая.
Такие контейнеры хотелось бы установить и в близлежащих поселках: Щедрищево, Сиротино, вплоть до Боровского. Но для этого нам еще один портальный погрузчик необходим».
За опытом далеко ходить не надо. Контейнеры для крупногабаритного мусора в соседнем Лисичанске успешно используются уже два года.
Кардинальные перемены намечаются и в системе вывоза твердых бытовых отходов. Здесь планируется применение заглубленных контейнеров (хоть они и дорогостоящие, но зато сполна окупаются, так как имеют срок эксплуатации 25 лет), переход на раздельную систему сбора мусора, обновление автопарка.
В городе острой остается проблема с мусоровозами. Без слез на них смотреть невозможно. Машины 70-х – 80-х годов выпуска. Чаще ремонтируются, чем эксплуатируются.
По словам руководителя КП «СКС», для вывоза ТБО у нас ежедневно задействованы восемь мусоровозов. Как правило, они делают 4-5 ходок. Колоссальные издержки. Если переходить на заглубленные контейнеры вместимостью 5 куб. м из расчета 1 контейнер на 100 квартир (в Киеве по этой финской системе работают уже 5 лет), то вывоз мусора можно осуществлять раз в 3-4 дня в летний период и раз в неделю – в зимний. Северодонецку достаточно будет задействовать для этого два, максимум три автомобиля с манипуляторами.
На сегодня в городе разработали и приняли схему санитарной очистки и Правила благоустройства. «О сортировке, переработке мусора, его утилизации без полигона, так называемой технологии нулевых остатков, пока речь не ведем, но всевозможные варианты прорабатываем, – говорит Игорь Михайлович. – Пищевые отходы, ветки, листья, траву в компостных ямах можно перерабатывать в биомассу и применять ее как удобрение для зеленых насаждений в наших скверах. Строительные отходы дробятся и используются для подсыпки дорог. Из ТБО можно изготавливать различные виды пеллет. В Норвегии, например, всего лишь 2% отходов не перерабатывают, а 98% идут в повторное использование. При разумном подходе и нам многое по силам.
Что касается бездомных животных, то на строительство приюта для них 14 млн. грн. выделила область и 10% составит софинансирование из городского бюджета.
Вот таковы наши перспективы и реалии. Главное, что у местной власти, депутатского корпуса, профильного заместителя городского головы О.Ю. Кузьминова и секретаря горсовета, и.о. городского головы И.Н. Буткова есть понимание проблем, связанных с саночисткой Северодонецка и содержанием его автотрасс, и поддержка наших начинаний. А мы, со своей стороны, готовы им всецело помочь и совместными усилиями сделать наш город чище, уютнее, краше».
«СП»