Игорь Бутков: «Одобрение внеочередных выборов в Северодонецке – политическая коррупция»
На прошлой неделе комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления рассматривал вопрос о проведении внеочередных выборов депутатов Северодонецкого городского совета. Ситуацию комментирует секретарь совета, исполняющий обязанности городского головы Игорь Бутков.
– Игорь Николаевич, почему вообще возник такой вопрос и зачем проводить перевыборы в Северодонецкий городской совет?
– Вы знаете, после выборов всегда остаются недовольные. Вот и у нас так получилось – в городском совете сформировано большинство, но есть недовольные, которые называют себя «единственно демократическими силами», и они хотят как можно быстрее провести новые выборы. Но как по мне – это просто авантюра. Северодонецк живет, восстанавливается и будет развиваться.
– А причины какие? О чем говорят?
– Причины? Мы проанализировали представление на роспуск действующего городского совета, которое тайно, без регистрации в канцелярии городского совета, направил в Верховную Раду бывший мэр Казаков. На наш взгляд, там нет ни одного правдивого факта. Все аргументы в этом документе – откровенные манипуляции и абсолютная ложь. И вот на основании такой информации комитет Верховной Рады принимает решение.
– В целом какое впечатление от заседания комитета у вас сложилось?
– По итогам заседания возникло стойкое ощущение заангажированости и политической коррупции. Мне дали на выступление буквально минуту. Быстренько проголосовали и все. Решение о назначении перевыборов было принято задолго до того, как нас увидели на заседании комитета. Мнение северодончан никого не интересовало. Сторону так называемых «единственно демократических сил» представлял Шахов. Сторону северодончан представлял и поддерживал народный депутат Сергей Дунаев. Нас молча выслушали и потом дружно и единогласно проголосовали за проведение перевыборов городского совета.
– Создавалась ли специальная комиссия для изучения этого вопроса? Кто в нее входил? О чем они вас спрашивали, чтобы разобраться в ситуации?
– Была создана рабочая группа из членов комитета. Повторю, сам предмет обсуждения, то есть представление Казакова, мы получили только после заседания этой рабочей группы. Когда она заканчивала работу, мы задали вопрос: а где, собственно, документ, из-за которого мы здесь собрались? В городском совете его нет, как он был подписан и отправлен – нам неизвестно. Нами была подготовлена докладная записка с документами, фактами, которые опровергают все домыслы, изложенные Казаковым в представлении. Но возможность донести свои аргументы нам не дали. И эти документы даже не стали рассматривать на заседании комитета.
– А чем вызван столь пристальный интерес депутата Шахова к этим перевыборам?
– Известно, что у него давний интерес к Луганской области. Было несколько попыток в Северодонецке, как, впрочем, и в Лисичанске, захвата власти. Результаты его деятельности в Стаханове всем известны – полный коллапс города. Сейчас, вместе с «единственно демократическими силами» он пытается повторить этот сценарий и в Северодонецке.
Какая-то у него болезненная, я бы сказал, жажда власти, и он стремится к ней, используя соответствующие технологии подкупа избирателей.
– Когда вообще по закону должны состояться эти выборы? Ведь еще в Верховной Раде не был проголосован этот проект постановления, правильно?
– Профильный комитет дал свои рекомендации на 26 февраля. Но проект постановления еще не выносился в сессионный зал Верховной Рады, и голосования по нему не было. Возможно, этот проект и не наберет большинства голосов депутатов. Но к выборам мы готовы. Так что если они состоятся, мы уверены, что покажем достойный результат.
– Часто звучит фраза, что для назначения перевыборов нет законных оснований. А по каким причинам они вообще могут назначаться?
– Основания для назначения предусмотрены в Конституции Украины и Законе Украины «О местном самоуправлении». Там сказано, полномочия совета могут быть досрочно прекращены, если совет принял решение с нарушением Конституции Украины, этого и других законов, прав и свобод граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом. Ни одного факта, который это подтверждает – не было предоставлено. Наши аргументы ни комитет Верховной Рады, ни его рабочая группа слушать не захотели.
– Можно ли назвать работу городского совета сегодня слаженной и стабильной?
– Городской совет у нас проводит уже 20-ю сессию. За год 20 сессий – это говорит только о том, что совет работает продуктивно.
– А как вы собираетесь отстаивать свою точку зрения?
– Если выборы будут назначены, то, во-первых, как я уже говорил, мы к ним готовы и намерены победить. Поясню просто, проект постановления о перевыборах в городской совет был инициирован представителями «единственно демократических сил Северодонецкого горсовета» в Верховной Раде. Этих депутатов не интересуют проблемы северодончан и Северодонецка, его восстановление и развитие. Их интересует политическая целесообразность.
Как мы будем защищаться? Используем все законные способы защиты, в том числе и судебные. Весной этого года похожая ситуация была в поселке Коцюбинское, что находится в черте Киева. Городской голова, который решил, что ему не нравятся действия совета, обратился в Верховную Раду, которая назначила перевыборы совета.
Высший административный и Верховный суд отменили решение Верховной Рады о проведении досрочных перевыборов в Коцюбинском. Суды решили, что эти выборы незаконные. Но, под давлением центральных властей и руководствуясь политической целесообразностью, власть провела выборы.
И сегодня в Коцюбинском имеется два совета. Один, поскольку он не распущен, продолжает работать. Есть и второй совет, который избрали, руководствуясь политической целесообразностью. Он собирается на свои сессии, но не может принять никаких решений, потому что большинство в этом «новом» совете представляет и большинство «старого» совета. В общем, настоящий коллапс власти получается. Теперь не понятно, что делать. Проводить еще какие-то выборы? Может быть, избрать третий совет?
Поэтому я говорю, что действующая власть не видит и не слышит, что в стране дефицит доверия к ее действиям, и полное отсутствие ее готовности к компромиссам.
– Скажите, а спрашивал ли кто-то мнение жителей города?
– Это еще одна законная возможность роспуска действующего состава городского совета. Если громада высказывается о роспуске совета. Эта возможность предусмотрена путем проведения местного референдума. Но местные референдумы у нас пока не проводятся. Верховная Рада не желает пока принимать такой закон, который давал бы право их проводить.
Поэтому мы провели опрос. Собрали подписи горожан, которые хотя бы таким образом имели возможность сказать, что они думают. Вот за неполную неделю собрали более 18 тысяч подписей. По роспуску совета были разные мнения, но значительно преобладало мнение о том, что роспуск городского совета не нужен.
– Внеочередные выборы – это еще и дополнительные бюджетные затраты?
– Если подойти с точки зрения здравого смысла, то сегодня ситуация такова. Городской голова находится под судом в уголовном производстве и в суде по восстановлению в должности. Он может не восстановиться или восстановиться. Это пока не известно. Но он может быть осужден в уголовном производстве и встанет вопрос о выборах мэра, потому что тогда в Северодонецке уже не будет городского головы. И поскольку в этих внеочередных выборах, которые предусмотрены проектом постановления Верховной Рады, не планируют одновременно провести и выборы городского головы, получается, что где-то в марте Северодонецк будут ожидать еще одни выборы – выборы городского головы.
Второй процесс, который проходит параллельно, это объединение громад. На сегодняшний день громады, которые находятся вокруг Северодонецка, за исключением одной, уже дали свое согласие на это объединение. И вот если это объединение состоится, то это также означает проведение новых выборов. И мы можем, где-нибудь в апреле, например, получить еще одни выборы городского совета и городского головы, по той причине, что произошло объединение громад.
Вот такая у нас перспектива – проведение 3-х выборов в течение полугода. Затраты на их проведение – более 6 млн. грн.
Но опять же, если бы решение принимали люди здравомыслящие, и готовые к компромиссу, я думаю, они просто подождали бы с принятием этого решения.
– И все же, если выборы состоятся, как вы оцениваете свои возможности?
– Сегодня социологи говорят, что депутаты, которые входят в состав большинства в Северодонецком городском совете, наращивают свою популярность. Растет и число наших симпатиков.
В случае честных выборов мы наберем еще больше голосов. И если сегодня большинство составляет 2/3 депутатов городского совета, я думаю, что после перевыборов это большинство будет составлять не менее трех четвертей совета.
По материалам газеты "Северодонецкие вести"