ОСМД и система электронных закупок
Вопросу создания и организации работы ОСМД Северодонецкий городской совет уделяет большое внимание. Неоднократно на эти темы в здании горсовета проводились тематические встречи, семинары, практикумы и заседания. По их результатам информация представлена на страницах нашего издания. Кроме того, на сайте городского совета размещаются материалы для развития ОСМД. Например, подробная информация «С чего начинать энергоэффективность дома», «Порядок обращения инициативной группы по созданию ОСМД в сектор регистрации недвижимого имущества Центра предоставления административных услуг Северодонецкого городского совета», сообщения о документообороте и другие.
Работа по взаимодействию ОСМД и местной власти продолжается и сегодня. Недавно в здании горсовета прошло первое заседание вновь созданного Совета ОСМД, на котором рассматривались проблемные вопросы, возникающие при их создании, осуществлении финансово-хозяйственной деятельности уже существующих, и многие другие.
А на днях состоялась практическая встреча, посвященная обучению работе с ProZorro – электронной системой публичных закупок, которая пришла на смену бумажным гостендерам.
Ее проводили специалист отдела контрольно-ревизионной и договорной работы департамента по юридическим вопросам Северодонецкого городского совета Владислав Саенко и координатор сектора развития ОСМД, реформирования ЖКХ и экономического анализа Роман Красюк при содействии заместителя городского головы по вопросам ЖКХ, строительства и распределения жилья Олега Кузьминова. Участники – члены Совета ОСМД, лидеры инициативных групп, управленцы.
Необходимость данного собрания обусловлена рядом причин. Во-первых, депутатами горсовета было поддержано решение о выделении средств по программе ПРООН из городского бюджета на условиях софинансирования с совладельцами вновь созданного ОСМД.
Во-вторых, согласно закону «О публичных закупках», в 2016 году Украина переходит на открытый электронный формат выбора поставщиков товаров и услуг. С 1 апреля этот закон введен в действие для центральных органов исполнительной власти, а с 1 августа – для всех заказчиков, в том числе и ОСМД.
Система работает и уже дает результаты. Именно этим опытом и делился специалист отдела контрольно-ревизионной и договорной работы. Речь шла о структуре электронной системы и ее составляющих. В частности, участникам встречи была наглядно продемонстрирована процедура регистрации участников процесса, на примерах рассмотрены все этапы торгов от объявления закупки до публикации договора. Обсудили участники преимущества и различные нюансы системы, возникшие по теме вопросы, а также ряд проблем, волнующих управленцев ОСМД.
Эта встреча длилась около двух часов. За это время участникам стало понятно, что Система ProZorro – это расположенная на сервере база данных, к которой можно подключиться через одну из торговых площадок, имеющих к ней доступ. На сегодня их восемь. Они могут отличаться интерфейсом и какими-то дополнительными услугами (например, предоставление смс сообщений на телефон о состоянии процесса).
Администратор базы – государство, не имеющий влияния на участников торгов.
Для заказчика товаров или услуг регистрация в базе бесплатная. Для поставщиков также, за исключением сделок на сумму более 35 тысяч гривен. Сами торги проходят в несколько этапов. Первый – объявление закупок. Заказчик создает объявление о тендере. Оно публикуется сразу на всех площадках, которые входят в систему ProZorro. В объявлении указываются требования к товару или услуге, к поставщику и различная дополнительная информация. Чем ее больше, тем лучше. Так у поставщика возникнет меньше вопросов, а заказчик получит именно то, что хочет.
Второй период – это время для уточнений. Зарегистрировавшиеся поставщики задают вопросы заказчику. Между ними происходит диалог, в результате которого заказчик может четче прописать условия, сроки поставки товаров или предоставления услуг, технические требования к обсуждаемому предмету, способы оплаты и прочее.
Третий этап – это непосредственно прием предложений. Он начинается и заканчивается по графику, который обозначил заказчик. Поставщики подают заявки, в которых указывают предварительную стоимость товара или услуги, прикрепляют необходимые документы.
Затем наступает четвертый этап – аукцион. Время его проведения назначается системой на третьем этапе автоматически. На этом этапе имена участников процесса остаются закрытыми. Открывается пока только цена поставщиков. Аукцион состоит из трех раундов, которые длятся по две минуты. За это время предприятия снижают цену, стараясь обойти конкурентов. По результатам последнего раунда система автоматически выбирает победителя, указавшего самую низкую цену. Теперь открываются имена всех участников процесса.
После этого система переходит в период квалификации, где победитель торгов представляет необходимые документы: лицензии, сертификаты качества, гарантийные материалы и т.д. Если заказчик удовлетворен, он публикует решение о согласии выбрать данного победителя. Если по каким-то причинам предложение участника не удовлетворяет заказчика, оно отклоняется и система предлагает занявшего второе место. Тогда этап квалификации повторяется.
Последний этап – это непосредственное подписание договора на предоставление товара или услуг. Его скан-копия должна быть опубликована в системе. Именно так закрывается вся процедура торгов.
Сегодня она касается управленцев ОСМД не только как будущих заказчиков товаров или услуг, но и как участников реализации грантовских программ на условиях софинансирования, которую поддержали депутаты городского совета. По ней для улучшения технического состояния дома 50% от общей суммы выделяются по программе ПРООН, 45% – из городского бюджета и 5% – составляют взносы жильцов дома. Поскольку в реализации данной программы участвуют бюджетные средства, есть необходимость зарегистрировать ОСМД в системе ProZorro и внести в нее годовой план, а в последствии опубликовать заключенные договоры на предоставление строительно-ремонтных услуг и материалов.
Олеся ПЕТРОВА