Энергоэффективность по-северодонецки
Энергоэффективность – слово, бьющее рекорды по частоте употребления в цитатах правительственных и местных чиновников, общественных активистов и медийных персон. Но, как правило, зажигательные речи и красочные презентации при столкновении с реальностью выглядят далеко не так привлекательно. Как же выглядит энергоэффективность в северодонецких реалиях? Об этом рассказал депутат Северодонецкого городского совета Георгий Акулов:
– Вопрос энергоэффективности я изучаю как в рамках служебной деятельности, так и в рамках депутатских полномочий. Считаю, что нам давно пора следовать примеру европейских стран, которые начали реализацию мероприятий по энергоэффективности еще в 70-х годах прошлого века. Сегодня каждый украинец из своего кармана платит за наше «запоздание» в этом вопросе: всем наглядно видно, что происходит в нашей стране с энергетикой, какие тарифы на услуги ЖКХ и насколько остро стоит проблема энергоснабжения в Луганской области, инфраструктура которой значительно пострадала в результате вооруженного конфликта.
Северодонецк в 2013 году подписал Соглашение мэров городов, согласно которому он должен реализовать ряд мероприятий, в результате которых уровень выбросов углекислого газа в атмосферу должен быть уменьшен до 2020 года. Эти выбросы производит городская промышленность и предприятия тепловой сферы – ГП «Северодонецкая ТЭЦ» и КП «СТКЭ».
Международные организации USAID и GIZ постоянно помогают городу и готовы идти навстречу, требуется лишь желание для улучшения энергоэффективности в Северодонецке и продвижение этих идей. Эти организации могут оказывать и методическую, и донорскую помощь. С методической поддержкой все гораздо проще: они могут финансировать свои мероприятия – тренинги по повышению квалификации, подготовке энергоаудиторов, энергоменеджеров, и все это происходит на бесплатной основе для представителей городских советов и также для других желающих. Ближайший тренинг состоится в Харькове 27 марта. Будут повышать квалификацию энергоменеджеры, в частности, и из Северодонецка.
– Для достижения целей, предусмотренных Соглашением мэров, следует ли модернизировать теплогенерирующие предприятия? Есть ли результаты в этом направлении?
– С КП «Северодонецктеплокоммунэнерго» ситуация проще: на предприятии разработан ряд мер, направленных на жилой фонд – это установка теплосчетчиков и модернизация оборудования, в частности, направленная на уменьшение выбросов CO2. Эти мероприятия проводятся «СТКЭ» либо за собственные средства, либо при поддержке городского бюджета.
«Северодонецкая ТЭЦ» – предприятие государственное, и финансовой поддержки ему городской бюджет оказать не может. Тем более, что сейчас ТЭЦ проходит процедуру приватизации.
– Известно о том, что существуют планы перевода Северодонецкой ТЭЦ на уголь. Каким образом это повлияет на уровень выбросов СО2 и экологическую ситуацию в городе?
– По моему мнению и мнению ряда экспертов, с которыми я общался, перевод ТЭЦ на уголь будет просто шагом назад. Есть мнения о том, что это единственная возможность избавиться от тарифа 46 гривень за квадратный метр отапливаемой площади, сложившегося на сегодняшний день, и обеспечить жилые дома теплом в случае отключения газа. Но если мы говорим об экологической безопасности города и о реальной энергоэффективности, то переводить ТЭЦ на уголь нецелесообразно. Особенно, если учесть, что угольные линии и вагонетки на предприятии давно уничтожены и непонятно, как этот уголь транспортировать. Лисичанский уголь для производственных целей ТЭЦ не подходит, а учитывая ситуацию с перемещением товаров через линию разграничения, вообще неизвестно, не придется ли потом уголь для Северодонецкой теплоэлектростанции закупать в Южной Америке… Поэтому я считаю, что оглядываться назад нам не нужно, следует не реанимировать советские технологии, а применять новые подходы, как это делается в Европе.
Уверен, что при хорошем менеджменте предприятие может быть жизнеспособно. И считаю, что, если государству нужна Северодонецкая ТЭЦ, оно должно помогать в ее развитии и модернизации. А в таком случае город только был бы рад помочь с установкой теплосчетчиков в жилые дома, которые ТЭЦ обслуживает.
– Одним из аргументов такого высокого тарифа на теплоснабжение от Северодонецкой ТЭЦ является большая протяженность сетей. Не рассматривался ли вопрос перехода домов и микрорайонов на отдельные модульные котельные, что позволило бы отказаться от такого «дорогого удовольствия»?
– Этот вопрос, конечно, обсуждался с мая прошлого года была даже создана рабочая группа на комиссии по ЖКХ. Да, действительно, аргумент этот по сути правильный, его можно принять: во-первых, протяженность сетей очень большая, а во-вторых, их изношенность практически достигает 75%. Какой выход? Вы правильно заметили, что можно ставить модульную котельную. Где их нужно начинать ставить? Там, куда приходилась наибольшая протяженность сетей, то есть это наши отдаленные районы города, куда транспортировка теплоносителя производится на наибольшее расстояние. Будут это пеллетные котельные либо газовые – это уже вопрос другой. Конечно, более экономически оправданы пеллетные котельные.
– А какой у них уровень выбросов СО2?
– Если это современная установка – надо сразу сказать, что она и стоить будет дороже – но уровень выбросов практически равен нолю. Там установлены специальные фильтры, то есть если запах и есть, выбросы все равно достигают практически наименьшего показателя. Ресурсы здесь есть – не обязательно использовать дрова и деревья, подходят отходы сельхозпродукции, спрессованные опилки, то есть все то, что у нас в регионе есть.
Опыт учит нас, что энергонезависимыми должны быть в первую очередь объекты бюджетной сферы – больницы, школы, детские сады. Поэтому как раз объекты социальной сферы должны быть обеспечены автономными пеллетными и газовыми котельными. В городском совете ведется учет всех мероприятий по энергоэффективности и энергонезависимости, чтобы имелось представление об общей картине и направлениях ее улучшения.
– Как проводятся исследования энергоэффективности зданий?
– Сейчас как раз при поддержке агентства USAID проводится энергоаудит нескольких объектов бюджетной сферы – это детские сады и хирургический корпус городской многопрофильной больницы. По результатам этого энергоаудита можно будет увидеть все проблемные зоны здания и все, что необходимо сделать для устранения потерь.
– А когда планируется энергоаудит жилого сектора?
– Активнее всего он проходит в тех домах, на базе которых уже созданы ОСМД. У них есть больше возможностей сотрудничества с донорскими организациями. И сами международные доноры берут курс на ОСМД как на отдельную структуру, с которой можно взаимодействовать. У ОСМД уже есть успешный опыт сотрудничества, проводились мероприятия по утеплению домов при софинансировании международных организаций и городского совета. Это веский аргумент в переводе жилого сектора в систему ОСМД, чтобы жильцы становились реальными хозяевами своих домов, и тогда на них обратят внимание, и они получат возможность софинансирования от доноров и городского бюджета на энергоэффективные проекты. Ведь Европейские партнеры поддерживают курс на использование альтернативных источников энергии, на повышение энергоэффективности наших домов, и они очень заинтересованы в проектах, направленных на энергоэффективность жилого фонда, и особенно ОСМД.
– Что запланировано на 2017 год в сфере энергосбережения Северодонецка?
– Есть ряд проектов, которые поданы на конкурсы европейских донорских организаций, которые занимаются энергоэффективностью. Это установка газотурбинных когенерационных установок, которые широко применяются в мире благодаря своей универсальности (вырабатывает и тепло, и электроэнергию) и высокому КПД. Это также строительство 10-мегаваттной котельной в МЖК «Мрія», создание в каждом доме индивидуальных тепловых пунктов. Они позволяют самостоятельно регулировать поступление газа в трубы, температуру в зависимости от окружающей среды и с учетом других факторов. Эта система имеет встроенный тепловой счетчик и позволяет практически полностью автоматизировать управление теплоснабжением дома.
Альтернативные источники энергии
ДУУ №24. Геотермальный генератор. В нашем ДУУ используется для нагрева воды (но может использоваться и для отопления здания). Получает энергию из недр земли с помощью насоса.
ДУУ №10. Гелиосистема. Тоже используется для нагрева воды. Преобразует энергию солнца.
Для того, чтобы одновременно отапливать помещение и нагревать воду с помощью таких альтернативных источников, требуется комбинированное применение этих систем на одном объекте, так как их КПД на данный момент не очень высок.
Котельные
Три котельные на альтернативных видах топлива (в двух школах и Ледовом Дворце спорта): две на древесине, одна на топливе с отходов сельского хозяйства.
7 газовых котельных (объекты здравоохранения, КДЮСШ №2 и КДЮСШ №3, СДЮСТШ ВВС «Садко»).
По материалам газеты "Сєвєродонецькі вісті"