Предложения людей с инвалидностью услышаны
На днях в Северодонецком городском обществе инвалидов «Надія» прошло общественное обсуждение «Доступная среда – право на полноценную жизнь людей с особенными потребностями». На нем присутствовали: инициатор встречи, и.о. первого заместителя городского головы Сергей Зарецкий, начальники УТиСЗН и финуправления Наталья Василенко и Марина Багринцева, председатель Центра поддержки инвалидов Луганщины Николай Надуличный, депутаты городского совета, руководство и члены СГОИ «Надія», специалисты отделов Северодонецкого городского совета, представители Агентства регионального развития Луганской области, благотворительных организаций и общественность.
На повестке дня – включение в проект городского бюджета на 2018 год мероприятий и программ, способствующих интеграции и социализации лиц с особыми потребностями в Северодонецке и Луганской области.
«28 лет практически никто не обращал внимания на людей с особыми потребностями и их проблемы, – говорит Сергей Зарецкий. – Сегодня мы начали этот диалог, а главное совместную работу местной власти и людей с ограниченными возможностями, чтобы выработать, а в дальнейшем реализовать план совместных действий для создания условий полноценной жизни этой категории граждан».
Ведущей темой обсуждения стали дети: инклюзивное образование в Северодонецке, открытие инклюзивных групп в детских садах, расширение Центра реабилитации детей-инвалидов и создание на его базе Центра раннего вмешательства и другие вопросы.
От родительского комитета выступила мама ребенка-инвалида Ольга Ложечка: «В июле этого года вступил в силу закон об инклюзивном образовании. Но так выходит, что сразу не получается полноценно его реализовать. И мы, родители, это прекрасно понимаем. Техническо-коррекционное обеспечение учебных заведений на данный момент не возможно на сто процентов. Однако, 1 сентября дети приступили к школьным занятиям. Сегодня в решении наших проблем большую роль играет именно человеческий фактор: умение администрации школы, городских властей и родителей договариваться, понимание вопросов инклюзии отделом образования, органами местного самоуправления и их способность идти навстречу особенным детям и их родителям. Поэтому огромная просьба ко всем присутствующим в зале – ставить человечность во главу решения проблем».
Среди последних родителями озвучены: обеспечение техническими пособиями педагогов и детей, а также оснащение инклюзивных кабинетов в школах и детских садах. На данный момент учителя, воспитатели и родители решают эти вопросы самостоятельно за личный счет. Далее – включение в систему раннего вмешательства: комплексная помощь ребенку с инклюзией или находящемуся в зоне риска в период от 0 до 4 лет; расширение имеющегося в городе реабилитационного центра, а также обеспечение доступности к учреждениям социального значения и здравоохранения.
Заместитель начальника отдела образования Оксана Бублей сообщила, что в 2017-2018 уч. г. в Северодонецке продолжена работа по внедрению инклюзивной формы образования. В этом году открыто шесть инклюзивных классов. Но существуют еще проблемы, которые нужно решить для создания необходимых условий обучения. Это, в первую очередь, техническое оснащение учебного класса и кабинета для занятий физкультурой, а также введение должности ассистента учителя. Согласно проекту решения, который был подан в июне на рассмотрение сессии, это 3,5 штатные единицы в общеобразовательные учреждения и 7 – в дошкольные. В детском саду №25 планируется открытие группы с задержкой психического развития. Сюда необходимо ввести должность дефектолога, логопеда и инструктора по физкультуре. В саду №19 для открытия дополнительной логопедической группы нужен учитель-логопед, в сады №30, 38 и 41 для открытия инклюзивных групп необходимо ввести по одной единице ассистента воспитателя.
По данным отдела образования в общеобразовательных школах обучается 113 детей с инвалидностью, 44 из них получают индивидуальную форму обучения. В инклюзивных классах обучается 16 детей, из них двое имеют статус ребенка-инвалида. Дошкольные учебные заведения сегодня посещают 38 детей со статусом инвалида.
Среди общих тем для обсуждения были подняты: оборудование добротных пандусов, поручней, доступность общественного транспорта и социальных учреждений, создание карты доступности и социального такси, возможность посещения людьми с особыми потребностями бассейна, спортивных залов, учреждений культуры, их участие в социальной жизни города, в органах местного самоуправления и многие другие.
Около двух часов шла живая беседа участников общественного обсуждения. Было принято решение на базе комитета обеспечения доступности инвалидам и другим маломобильным группам населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры саккумулировать все обращения, пожелания и просьбы людей с ограниченными возможностями для обобщения, выявления наиболее острых проблем и внесение планов мероприятий по их разрешению в бюджетный проект на 2018 год.
Олеся ПЕТРОВА