Ви тут:

Олег Кузьминов: «Решить проблемы ЖКХ поможет реформа»

03-11-2016
Категорія: 

Заместитель Северодонецкого городского головы Олег Юрьевич Кузьминов рассказал журналистам «СВ» и ТРК «Акцент» о состоянии дел в жилищно-коммунальной сфере города.

– Сфера ЖКХ – довольно сложный вопрос, говорить о нем можно часами. Насколько она проблемная в Северодонецке?
– Проблем очень много и в основном все они продиктованы тем, что много лет сфере ЖКХ не уделялось должное внимание, в том числе со стороны властей. В качестве примера можно привести плачевное состояние, в котором мы приняли городские ЖЭКи. Это были банкроты, не способные выплачивать даже заработную плату. Их объекты отключали за неуплату от поставок газа и электроснабжения – нынешним летом жильцы общежитий были вынуждены перекрыть дорогу, чтобы привлечь внимание к отключению своего жилья от электричества. 
Для решения проблем в сфере коммунального хозяйства нами проведена соответствующая реформа. Базовым стало коммунальное предприятие «Жилсервис «Світанок». Оно должно стать финансово независимым, и постепенно мы будем заниматься улучшением качества услуг, которые оно оказывает.
Для того, чтобы решить проблемы в сфере ЖКХ, нужно заниматься в том числе и оптимизацией работы коммунальных предприятий…
– Известно, что задолженность государства перед коммунальными предприятиями составляет 448 млн. грн. Насколько сильно влияет на их работу такое недофинансирование?
– Недополучение средств от жителей, потребляющих коммунальные услуги, и от государства – основная причина надостатков в работе коммунальных предприятий. Такая проблема есть, но хочу отметить, что за последние месяцы государство существенно улучшило отношение к этому вопросу. Финансирование субсидий и льгот, предусмотренных государственными программами, поступает своевременно. Это положительно влияет на деятельность предприятий, оказывающих услуги. 
А если коснуться задолженности населения, то только по оплате услуг по содержанию домов и придомовой территории (квартплате) перед ЖЭКами она составляет 22 миллиона гривень. То есть в общем недофинансировании коммунальных предприятий неплатежи населения составляют 20%. Эта задолженность формировалась много лет, так что по сроку исковой давности, а это 3 года, сумма уменьшится, но все равно останется весомой. С другой стороны, можно понять и жителей, которые говорят, что не оплачивали коммунальные услуги, так как они оказывались не на должном уровне.
И здесь мы сталкиваемся с необходимостью пересмотра тарифа на услуги, оказываемые ЖЭКами горожанам. Потому что с 2008 года тариф в Северодонецке не менялся и в его структуру заложены работы, которые не выполняются, что вызывает справедливые нарекания со стороны потребителей. Сейчас разрабатывается новая структура тарифа, в которую заложены все услуги, которые ЖЭК может реально оказать. И когда этот тариф будет внедрен, я уверен, что уровень платежей значительно вырастет.
– Помогает ли жителям и коммунальщикам оформление субсидий?
– В Северодонецке субсидию оформили уже около 30 тысяч семей. Я бы хотел обратиться к жителям с призывом последовать их примеру. Ведь субсидия позволит уменьшить финансовое давление на потребителей услуг, а коммунальным предприятиям сохранить работоспособность. Мы видим, что государство поднимает тарифы на газ и электроэнергию, следовательно, в связи с этим неизбежно и  повышение тарифов на коммунальные услуги, в том числе на квартплату. Но именно субсидия позволит сбалансировать доход семьи и платежи за услуги ЖКХ. Работает это так: у вас есть начисление по коммунальным услугам: 100 грн. Вы обратились за назначением субсидии, показали и подтвердили свой доход. И по формуле рассчитывается, что по уровню своих доходов, квадратуре жилья и количеству прописанных вы должны платить, к примеру, 20 грн. Эту сумму вы и оплачиваете. Остальное ЖЭКу компенсирует государство. При повышении тарифа ваше начисление возрастет, скажем, до 200 грн. При условии оформления субсидии вы как платили 20 грн., так и продолжите платить. Государство же будет компенсировать ЖЭКу 180 грн. Мне такой подход кажется правильным. Такая система стимулирует граждан показывать свои доходы, если они хотят получать помощь от государства. 
– Что, кроме пересмотра тарифной политики, в Северодонецке делается для улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг?
– Реформирование системы ЖКХ, о котором я говорил, одно из предпосылок улучшения предоставляемых услуг. Мы провели централизацию – создали одно общегородское коммунальное предприятие, в структуре которого есть три участка. Ликвидированы административные надстройки бывших городских Жилсервисов. 90% средств, которые люди вносили в качестве оплаты услуг, уходило на оплату труда, в том числе административного персонала. Соответственно, мы планируем, что его сокращение позволит усовершенствовать управление коммунальным предприятием…
Вы знаете, когда ко мне на прием приходят жители города, рассказывают о проблеме и показывают 6 обращений в ЖЭК, на которые даны отписки вроде «ваше заявление принято и будет выполнено», но никто ничего не делает, я считаю такие действия крайне неправильными. И мною лично, и депутатами городского совета перед коммунальщиками поставлена задача прекратить эту бумажную волокиту. Ответов на обращение с указанием проблемы должно быть два: первый – с указанием сроков ее устранения и второй – с отчетом о выполнении. Вот это будет качественным оказанием услуг и обратной связью между жильцами и коммунальными предприятиями…
Масса проблем в системе городских коммуникаций. Старые дома, старые сети… начало отопительного сезона – тому подтверждение. Это серьезная проверка для обновленного состава наших коммунальщиков. Ведь кроме реформы ЖЭКов мы полностью перестроили систему обслуживания сетей в городе. Раньше этим занималось КП «Северодонецкие тепловые сети». Возможно, когда-то оно и располагало специалистами для выполнения необходимых работ, но анализ его нынешней деятельности показал, что 45% сотрудников предприятия – административный персонал. Это же не нормально, правда? 
Сегодня обслуживание сетей происходит по двум схемам. В домах, которые обслуживает КП «Северодонецктеплокоммунэнерго», оно и отвечает за все сети – от котельной до квартиры. Так и должно быть. В случае с ГП «Северодонецкая ТЭЦ» мы так сделать не можем из-за того, что предприятие находится не в коммунальной собственности. Его сети обслуживает КП «Единая аварийно-диспетчерская служба», имеющее необходимый штат. В дальнейшем мы планируем наращивать технические возможности этого предприятия. 
– Мы уже затронули в разговоре отопительный сезон. Как он стартовал и как проходит в Северодонецке?
– Проходит в нормальном режиме. Уж точно лучше, чем в предыдущем году. Но проблемы, конечно же, есть. Они фиксируются и анализируются. Аварии устраняем, а по окончании отопительного сезона будем собирать всех тепловиков и вырабатывать дорожную карту на следующий год с целью решения этих проблем до начала отопительного сезона 2017-2018 годов. Планируем, что именно следующий отопительный сезон будет сезоном, по которому нашу работу можно будет оценить полностью, ведь сейчас мы фактически просто исправляем недоработки, которые были ранее.
– В отчете, который экс-городской голова собирался предоставить депутатам, сказано, что на реорганизацию системы ЖКХ финансирование увеличилось в 4 раза, а качество услуг стало еще хуже. Так ли это?
– Мне было искренне жаль, что городской голова отказался отчитываться на сессии, потому что я планировал задать ему некоторые вопросы. Например, как можно отчитываться о том, чего ты не делал? Это отчет о нашей работе – заместителей мэра, структурных подразделений горсовета, участие городского головы здесь нулевое.
Хотел также задать пару технических вопросов – о той же реформе обслуживания сетей – если городской голова отчитывается, он, наверное, должен знать, как это делается…
Насчет качества услуг и финансирования я вам скажу, что финансирование увеличилось. Не готов сказать, во сколько раз, но, безусловно, возросло. Во-первых, любые реформы стоят денег. Сегодня мы вкладываем средства в улучшение деятельности коммунальных предприятий, то есть в улучшение качества услуги, которую получат наши жители.
Скажу, за счет чего еще увеличилось финансирование. Когда мы начали в 
ЖЭКах сокращать административные должности, которые просто оттягивали на себя зарплату, оказалось, что там бухгалтеры, директоры, главные инженеры по 6-8 лет не ходили в отпуск и им за это положена компенсация. Хотя в этом есть сомнения, возможно, имели место манипуляции с отгулами, но, соблюдая трудовое законодательство, мы обязаны выплатить эти компенсации. Если бы городской голова своевременно вникал в деятельность коммунальных предприятий, возможно, не было бы таких расходов. Лично я никогда не поверю, что работник 6 или 8 лет не был в отпуске. 
– Также в отчете экс-мэра говорилось, что есть проблемы с освоением бюджета развития. По состоянию на 1 сентября отремонтирована всего одна кровля из 6 запланированных. Это правда?
– Да, по состоянию на 1 сентября был подписан Акт выполненных работ и проведена оплата всего за одну отремонтированную кровлю. Причина – та же реформа ЖКХ. ЖЭКи объединялись в один и шел процесс балансовой передачи домов. Процедура не быстрая, объемы большие, задействован Фонд коммунального имущества, естественно это заняло время. Отремонтировано на самом деле гораздо больше крыш, и до конца ноября эти работы уже будут закончены. И тогда мы уже сможем сказать, что мы провели жилищную реформу и отремонтировали 45 крыш – все они запланированные.
По освоению средств – та же история, что и с крышами. На данный момент процент освоения пока низкий. Были выделены средства в качестве софинансирования на проекты, где ожидались средства из госбюджета. Эти средства не поступили, а наше финансирование «висит». Есть средства, которые выделены во второй половине года, они снизили процент освоения. Но до конца ноября ситуация существенно улучшится.
Кроме того, впервые в нынешнем созыве депутаты выделили около 3 миллионов гривень на проектирование. Было нелегко, но мы убедили депутатский корпус в том, что отсутствие рабочих проектов – общая проблема городского совета. И, естественно, эти средства будут осваиваться до самого конца года. Хотя сегодня это просто формальный показатель, который не подвержен критике. Давайте вспомним премьер-министра Гройсмана, который критиковал всех за заключение договоров и проведение тендеров до введения системы «Прозорро». Мы как раз дождались введения в действие этой системы, все тендеры проходят в электронном режиме, договоры публикуются, чтобы к нам было меньше претензий. Мы все проводим прозрачно. Нас толкали к тому, чтобы мы быстрее осваивали бюджет, а мы хотим его качественно осваивать. Это совсем другой уровень работы, и мне он кажется правильным.
– А как осваиваются средства, выделенные из Государственного фонда регионального развития? Луганской области досталось 193 миллиона гривень на 35 объектов, 6 – в Северодонецке. Что это за объекты и что на них уже сделано?
– Эти объекты включают в себя 3 заплавных моста, детский сад №43, ремонт ливневой канализации и расширение дороги по ул. Сметанина. Сейчас ведутся работы на двух мостах и в детском саду. В общем освоение денежных средств составляет около 30%. По ливневой канализации мы заканчиваем рабочий проект. Я уже говорил об отсутствии рабочих проектов, так вот на ремонт ливневой канализации выделяются средства второй год подряд, но почему-то никто до сих пор не позаботился о выполнении рабочего проекта. Только в мае мы приступили к его изготовлению. Проект очень объемный, и требует серьезной подготовки…
Я считаю, что процесс по этим 6 объектам идет, возможно, и не так, как хотелось бы, но критичных проблем нет. Всю подготовку нужно делать своевременно. Если раньше городской голова не занимался этими вопросами, то мы меняем ситуацию к лучшему. Разработка проекта идет, будет выбран победитель тендера. Что и подтолкнет Фонд регионального развития к продолжению финансирования в следующем году.
– Правда ли, что Северодонецк отказался от 13 миллионов гривень из государственного бюджета?
– Это было единоличное решение бывшего городского головы. До того, как депутаты прекратили его полномочия, в городском совете складывалась непонятная ситуация – городской голова единолично принимает какие-то решения, пишет тайные письма за спиной депутатов. Депутатский корпус не собирался отказываться от этих 13 миллионов.
– А чем бывший городской голова мотивировал свой отказ?
– Тем, что мы не успеем их освоить. Нужно признать, частично не успели бы. Но заранее невозможно сказать, сколько составила бы неосвоенная часть. Кроме того, после такого отказа невозможно предугадать, как поведет себя Фонд регионального развития в следующем году, то есть больше таких предложений может и не поступить.
– И в завершение нашей беседы скажите, пожалуйста, какими вы видите перспективы северодонецкого ЖКХ? Чего не хватает? Возможно, диалога с областной властью?
– По поводу диалога с областными структурами скажу, что ситуация значительно улучшилась после прекращения полномочий экс-мэра. Область нас точно слышит и понимает. Будет ли взаимодействие улучшаться в дальнейшем – покажет время.
Что касается перспектив городского ЖКХ – они обязательно будут хорошими. В нынешнем году – и мы намерены продолжить эту практику – активно поддерживали создание и функционирование объединений совладельцев многоквартирных домов. В Северодонецке это движение получило очень мощное развитие благодаря прежде всего позиции депутатского корпуса. При городском совете создан Совет управителей. Проведен первый конкурс проектов. Его победители получили денежные средства, которые будут самостоятельно осваивать. Мы пытаемся предоставить жителям возможность самоопределения: те, кто готовы, объединяются в ОСМД и ведут самостоятельное хозяйствование в своем общем доме. Тот, кто пока не готов, остается в обслуживании городской управляющей компании, в которой мы будем повышать качество услуг…
Достигнут определенный прогресс в снабжении водой городских озер. Пробили скважину на озере Парковом, ведется прокладка трубопровода. Есть договоренность с ЧАО «Северодонецкое объединение Азот» о передаче Павлоградского водозабора и трубопровода на баланс города. Таким образом, мы сможем наполнять водой озеро Чистое и обеспечить водой для полива  дачные кооперативы, где участками пользуется около 1500 человек. 
Ведется разработка проектов по капитальному ремонту 6-ти проблемных канализационных коллекторов. В следующем году мы планируем данные проекты реализовать. Это позволит забыть о залитых после дождя улицах, избежать порывов и аварий. На мой взгляд, каждое ЧП в городе – это недоработка коммунальщиков и местной власти. Я уверен, что у нас получится нормализовать работу городской сферы ЖКХ, чтобы городские системы работали без сбоев и жители получали коммунальные услуги высокого качества.





Рейтинг: 
Голосов пока нет