Ви тут:

Музыка – это дорога к миру

05-10-2017
Категорія: 

Областные коммунальные учреждения начали перемещаться на подконтрольную украинской власти территорию Луганщины с осени 2014 года. Первыми  в Северодонецк переехали Центр народного творчества и Центр методической работы киноискусства. Следом за ними – Луганский областной украинский музыкально-драматический театр. Луганская областная филармония «не торопилась». Руководство долго раздумывало: «к умным или к красивым». И это сыграло с учреждением злую шутку. Сотрудники не одобрили выжидательной политики начальства и стали разъезжаться и обустраиваться в других регионах.
Только в 2015 году отдельными музыкантами симфонического оркестра была инициирована перерегистрация Луганской областной филармонии в Северодонецке.
Ее нынешний директор Игорь Шаповалов был одним из тех, кто покинул Луганск в поисках прибежища и новой работы. С женой Лилией он работал в филармонии участником оркестра с 1999 года. В 2014 году перед их семьей также встал вопрос переезда. С началом вооруженного конфликта дочь Инну и родителей Игорь отправил к друзьям в Одессу. Сам еще некоторое время оставался в Луганске. Верил в лучшее. Но в августе вынужден был и сам уехать в Одессу. Жена не работала там, а дочь по переводу продолжила обучение в Одесском музыкальном училище. Глава семейства устроился в Одесский театр музыкальной комедии им. М. Водяного. Но проработал там недолго. «Позвонили из Северодонецка и предложили возобновить работу Луганской областной филармонии в должности директора, – вспоминает Игорь. – И в марте 2015 года переехал сюда. Оформлял перерегистрацию филармонии. С 1 апреля стали принимать на работу музыкантов. А 7 мая уже состоялся первый концерт Академического симфонического оркестра».
Еще через пару дней оркестр участвовал в торжествах ко Дню Победы на главной городской площади Северодонецка. Тогда среди музыкальных произведений исполнялись австро-украинский марш и специально написанная австрийским композитором Куртом Шмидом к приезду в Украину композиция «Северодонецкая весна».
Областная филармония была открыта в Луганске еще в 1943 году, сразу после того, как Луганщина была освобождена от фашистских захватчиков. В 1945 году появился симфонический оркестр. Символично, что коллектив образовался, когда весь мир праздновал победу.
Тогда он представлял собой небольшую оркестровую группу. А сегодня в областной филармонии работает 120 человек, большинство из которых – ведущие музыканты.
На днях состоялось открытие нового концертного сезона. Под руководством главного дирижера Евгения Тутевича филармонический оркестр исполнил симфоническую сюиту Николая Римского-Корсакова «Шахерезада». В программе также можно было услышать известные сюиты из балетов Петра Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Последняя композиция вызвала необычайный восторг у слушателей. Несколько раз коллектив вызывали на бис.
Но дорога к этому успеху была очень трудной. После переезда филармонии самым сложным было собрать коллектив. Естественно для работы в оркестре в первую очередь приглашали тех, кто работал в филармонии, когда она находилась еще в Луганске. Кто-то приехал сразу, кого-то пришлось уговаривать. Последним, кого удалось «вернуть» в коллектив, был флейтист. Больше никто не дал согласия на переезд.
Сегодня в трудовом коллективе работает около 30 официальных переселенцев. Но есть люди, которые родились в Северодонецке и Артемовске. Имеют соответствующую прописку. И много лет прожили с этими штампами в Луганске. В 2014 году им также пришлось вынуждено покинуть место жительства и обустраиваться заново.
Скрипачка оркестра Инна Шаповалова рассказала, что ее семья изначально переехала из Луганска в Одессу. Когда уезжали, надеялись, что это всего на пару недель. Но получилось так, что «загостились» на год. До весны 2015 года жили всей семьей, потом родители уехали в Северодонецк, так как туда переехала Луганская областная филармония. А летом Инна закрыла сессию в Одесском музыкальном училище и вслед за родителями перебралась в Северодонецк. С сентября начала работать в филармонии. Здесь же окончила и учебу в музыкальном училище, поступила в Луганский национальный университет им. Т. Шевченко. «Везде люди встречали нас хорошо, – говорит Инна. – Всегда помогали. Одесситы – очень отзывчивые и доброжелательные, особенно когда узнавали, откуда мы. В музыкальном училище приняли без всяких вопросов, хотя у меня на тот момент не было документов из Луганска. Но Северодонецк все-таки ближе к дому. Плюс филармония переехала сюда. Здесь много родных людей, с которыми мы практически год не виделись. Это была очень радостная для меня встреча. Поэтому здесь лучше».
Среди тех, кто согласился на переезд, и дирижер Евгений Тутевич. Когда начались военные действия, он из Луганска уехал в Киев, поскольку сам киевлянин. А из столицы приехал в Северодонецк. Поддержал коллектив и австриец Курт Шмид. После переезда филармонии его пригласили к сотрудничеству, но пре­дупредили, что рядом идет война. На что Шмид, по словам Игоря Шаповалова, ответил: «В моем возрасте мне это не страшно».
Так и получилось, что на первом концерте переселенного оркестра 7 мая вместе дирижировали Евгений Тутевич и Курт Шмид.
Со временем в оркестре появились новые люди, музыкальные инструменты и костюмы.
«У нас все одеты и обуты, – уверяет директор филармонии. – Что-то шили на месте, что-то покупали. Мужчинам пошили 40 смокингов, закупили лаковые туфли. Хочется еще рубашки купить. Пока все работают в своих. Женщинам платья пошили. Когда ездили в Австрию, решили, что нужно выступать в вышиванках. Начали их искать. Нашли в Луцке. Нам предоставили каталог. Мы попросили совместить из одной модели фасон, из другой – вышивку, из третей – рукава, чтобы удобно было в них играть. У меня спросили: «Куда вы их покупаете?» – В оркестр! – «Тогда конечно». Закупили вышиванки, к ним юбки. Готовый женский костюм обошелся примерно в 900 грн. Правда, пришлось поторговаться. А вот с женской обувью проблема. В этом смысле Северодонецк – город контрастов. Здесь есть предложения, но нет нужного количества и качества. Сложилось впечатление, что никто не хочет работать».
За время дислокации филармонии в Северодонецке было проведено множество концертов. Состоялись также две поездки в Австрию. Одна из них нынешней весной. Это было турне по всей стране, посвященное 25-летию дипломатических отношений Украины с Австрией. Одним из результатов поездки стало приглашение оркестра с выездным концертом в ноябре 2017 года на открытие нового университета.
В 2015 году на базе филармонии был создан новый фольклорный коллектив «Раданы». Сегодня он пользуется огромной популярностью и проводит по 3-4 концерта в неделю. В настоящее время представляет Луганщину на Всеукраинском фестивале лемковской песни.
Кроме того, сейчас ведутся организационные мероприятия по созданию еще одного творческого коллектива эстрадной песни и танца.
Большинство работников филармонии живет на съемных квартирах. Иногда в одной по несколько человек, так как уровень цен на съемное жилье в Северодонецке высок. И без дополнительного дохода жить здесь нельзя. Поэтому музыканты-переселенцы стараются подрабатывать – репетиторствуют, работают преподавателями в музыкальных школах и училище, выступают с частными концертными номерами и т.д.
Репетируют филармонисты в концертных залах областного музучилища  им. С. Прокофьева и Северодонецкой ДМШ №1. Но приходится принимать условия хозяев. Во всем мире оркестры репетируют с 10.00 до 14.00. Это традиция, которой, уже и неизвестно, сколько сотен лет. По этому графику филармония работала и в Луганске. Но теперь музыканты репетируют допоздна по вечерам, после завершения учебных процессов.
Еще приходится привыкать к новым инструментам. Просто те, которые были: родные, привычные, личные, остались в Луганске. «На тот момент, когда уезжали из Луганска, в филармонию нельзя было пройти, – говорят музыканты. – Там сидели вооруженные боевики, поэтому забрать инструменты, ноты и личные вещи не представлялось возможным».
Но в этом есть и плюс. Новый руководитель филармонии старается обеспечить сотрудников всем необходимым: качественные новые музыкальные инструменты, костюмы, обувь. Ведется работа по восстановлению библиотеки, причем как в бумажном, так и в электронном виде для максимального удобства и мобильности. Кроме того, пользуясь старыми дружескими связями, Игорь Шаповалов приглашает к сотрудничеству зарубежных коллег. В сентябре прошли концерты, подарившие слушателям незабываемые вечера бразильской и японской симфонической музыки. Первый – под руководством дирижера Лучано Камарго, второй – под управлением дирижера из Японии Такуя Шигешита. Одним из сюрпризов мероприятий было участие в программе солистов-кларнетистов Курта Шмида (Австрия) и Хикару Кумагаи (Япония).

Олеся ПЕТРОВА





Рейтинг: 
Голосов пока нет