Ви тут:

Горькие уроки Чернобыля

28-04-2017
Категорія: 

Борис Николаевич Шукайло сегодня возглавляет научное подразделение научно-исследовательского и проектного института «Водоочистные технологии». В дни памяти Чернобыльской трагедии он поделился с «СВ» воспоминаниями о своей службе в зоне аварии.
После окончания военного института получил военно-техническую специальность химик-разведчик воды. Работал в Северодонецкой «Химтехнологии» руководителем сектора очистки сточных вод. Работа отдела – проектирование и строительство водоочистных сооружений, в частности, на предприятиях химической промышленности. 
В 1986-м прошел курсы повышения квалификации в Тамбовском училище химических войск и как раз в это время грянула Чернобыльская катастрофа. В августе 1987 через военкомат его призвали в Чернобыльскую зону. Был назначен командиром взвода, позже – командиром роты. В обязанности подразделения входила дезактивация третьего энергоблока перед его пуском. «Что такое дезактивация? – вспоминает Борис Николаевич. – Это когда взрослые мужчины моют оборудование с тряпками и щетками, смывая водой и специальными растворами радиоактивную пыль. В мои обязанности входило получение задания на день работы для 100 человек, проведение замеров уровня радиации во всех этих точках, расчет безопасного времени пребывания в них, потом проверка выполнения задания, доклад о результатах. И так каждый день без выходных – в 5.30 подъем, в час ночи отбой, перед которым – заполнение отчетных документов на каждого бойца».
Борис Николаевич уверен: Чернобыль – страшный, горький урок того, как НЕ должно быть. Во всем – начиная от нарушений в строительстве и эксплуатации промышленных и энергетических объектов и заканчивая организацией мероприятий по безопасности и ликвидации последствий аварии…
Утверждение, что радиация не имеет ни запаха, ни вкуса, он опровергает: «На самом деле радиоактивная частица, например, урана, имеет запах, который чувствуется при приближении. Пахнет смесью озона и окиси азота – они образуются при ее контакте с кислородом. И эти соединения сильно раздражают органы дыхания, так что не почувствовать радиацию невозможно. А при высоком уровне проникающей радиации происходит воздействие на головной мозг человека – голову словно сжимает в тиски, как при метеочувствительности»…
Большинство бойцов роты, которой командовал в Чернобыле Борис Николаевич, вернулись в Северодонецк. Позже многие эмигрировали или перебрались в другие города. Но обо всех можно сказать, что те 90 дней не нанесли непоправимого вреда их здоровью. Во многом – благодаря профессионализму командира. «Не все дозиметры были в рабочем состоянии, не на всех хватало батареек. Поскольку я научный работник, смог отобрать надежные приборы и необходимое количество батареек. Я же понимал, что от точности их работы зависит жизнь моих бойцов. А кто-то не так хорошо разбирался или могло быть просто наплевать, где и какая радиация. Неприятно было видеть случаи, когда руководители подразделений настолько не хотели защитить себя и свое окружение, что отправляли подчиненных на работы без проведения замеров и расчетов, не задумываясь о последствиях. Некоторые позволяли себе шастать где попало и какие-то понравившиеся железяки – без замеров и дезактивации – тащить под подушку. Последствия могли быть фатальные, оказывалось, что люди получали уровень радиации, превышающий норму в десятки раз, – вспоминает Борис Шукайло. – Мы, военные, работали по 4 часа с полной защитой и последующей мойкой, а гражданских рабочих начальство могло отправить работать по 12 часов безо всякой защиты. Им все равно было, что потом будет с этим рабочим – стремились, наверное, выслужиться перед верхами»…
После 90 дней в Чернобыле Борис Шукайло вернулся домой с последствиями перенесенного «на ногах» воспаления легких и в состоянии, близком к глубокой депрессии. Но комплексное лечение и поддержка друзей и близких помогли вернуться к мирной жизни и активной трудовой деятельности. Работал в «Химтехнологии», после распада СССР перешел на Лисичанский НПЗ. А в 1999 году вместе с единомышленниками создал НИПИ «Водоочистные технологии», где и работает директором по научно-исследовательской работе. Здесь для частных лиц и предприятий проектируют и создают системы очистки воды, выпускают соответствующий реагент. Обеспечивают работой более 100 северодончан, сотрудничают с крупными предприятиями Мариуполя, Краматорска.
«Научные и технические процессы не терпят пренебрежения и вмешательства политики, – уверен Борис Николаевич. – Как только в них начинается вмешательство лозунгов и попыток сэкономить или украсть – жди большой беды. Колоссальные материальные и людские потери, ущерб здоровью множества людей стали расплатой за глупость, тщеславие и безответственность тогдашней партийной и хозяйственной верхушки. Каждый из нас должен усвоить этот горький урок».
 





Рейтинг: 
Голосов пока нет