Ви тут:

Игорь Бутков: «Я уверен: город будет развиваться»

03-11-2016
Категорія: 

После решения сессии городского совета о досрочном прекращении полномочий городского головы Валентина Казакова, обязанности городского головы согласно Закону «О местном самоуправлении в Украине» исполняет секретарь городского совета Игорь Бутков.

В интервью ТРК «Акцент» и «СВ» Игорь Николаевич ответил на вопросы журналистов о социальных, политических и экономических перспективах Северодонецка.

– Игорь Николаевич, что происходит в городском совете Северодонецка сегодня? Все мы видим эту ситуацию – противостояние экс-городского головы и городского совета. В чем суть конфликта?

– Противостояние уже закончилось. Городской совет работает в штатном режиме, городское хозяйство поддерживается в порядке, никаких проблем нет. А если взять краткую предысторию, то, действительно, был конфликт между городским головой с одной стороны, исполнительной властью и городским советом – с другой. Городской голова умудрился со всеми поссориться, что и привело к тому, что он перестал занимать эту должность. Горсовет отправил его в отставку, выразив недоверие. В общем, я думаю, эта страница уже перевернута.

– Почему так случилось?

– Мэр должен управлять городом, заместителями, исполкомом. Пользоваться уважением в городском совете, который в идеале должен поддерживать его решения. А у нашего городского головы получилось все наоборот. Ноль уважения, ноль поддержки, ноль управления.

– Не так давно стало известно о попытке Валентина Казакова передать в Верховную Раду предложения о роспуске Северодонецкого городского совета седьмого созыва. Почему, на Ваш взгляд, к такому решению пришел городской голова?

– Это была одна из его последних авантюр. Причем это обращение не зарегистрировано в общем отделе городского совета. Каким-то образом, тайным путем, минуя регистрацию исходящей почты, оно было отправлено в Киев. Содержание обращения городского головы мы узнали на сайте Верховной Рады. Как на наш взгляд, ничего существенного в нем нет. Только надуманные причины и личные обиды экс-мэра. Ничего более.

– На сессии и в комментариях депутатов неоднократно звучало выражение «мэр самоустранился». Если это так, то почему Валентин Васильевич все-таки пытается удержаться в должности? Раньше тоже были и конфликт, и суды. Сейчас он, надо понимать, тоже намерен судиться?

– Сейчас мэру представители правоохранительных органов вручили подозрение в совершении коррупционного преступления. И в этом свете уже несколько иначе выглядят его действия. То есть, например, в городском совете его интересовал только один проект – строительство моста через Северский Донец. Причем он в этом проекте единолично всем занимался и совсем не интересовался никакими другими вопросами. В свете выдвинутого подозрения в коррупции у городского совета тоже возникают сомнения: а не было ли и там каких-то коррупционных желаний?

– Сейчас Северодонецк, по сути, остался без мэра. Вы – секретарь городского совета и все-таки решили взять на себя ответственность за управление городом. Куда дальше собираетесь двигаться? Какая у Вас дорожная карта?

– Ответственность на меня возложили депутаты. Они решили, что мэра нужно отправить в отставку, и по закону я, как секретарь горсовета, исполняю его обязанности до проведения новых выборов либо восстановления мэра в должности через суд. Поэтому правильно будет сказать, что на меня эту ответственность возложили.

Наши планы – выполнить обещания, с которыми мы шли на выборы. Только теперь будет меньше препятствий. По­этому, я думаю, быстрее пойдет и освоение бюджета, и город получит более качественный бюджет на следующий год.

– С чего будете начинать?

– Одна из первых задач – это возрождение строительства. У нас в городе последнее социальное жилье в виде многоквартирных домов было построено в 1992 году. Сейчас есть такой план. Городской совет уже выделил земельный участок в лучшем районе города, где МЖК «Мрія» построила жилой комплекс «Ариана». Сейчас планируем за деньги городского бюджета начать там строительство и будем параллельно искать желающих нам помочь. Это может быть Фонд регионального развития, европейские спонсоры. Если мы займемся таким проектом, построим первый, второй дом, то это будет способствовать решению проблем переселенцев (а их у нас почти 60 тысяч только официально зарегистрированных) и оживлению экономики, созданию новых рабочих мест.

–  В какие примерно сроки осуществится этот проект?

– Процесс уже идет. Он зависит только от технических моментов, то есть от скорости изготовления проектной документации. Я бы хотел, чтобы уже в нынешнем году мы приступили к строительству этого дома.

– Одна из актуальных проблем – отопительный сезон, который уже стартовал. Как он проходит в Северодонецке? Подан ли теплоноситель в бюджетные организации и в квартиры северодончан?

– Одной из основных причин отставки мэра стал провал подготовки к отопительному сезону. Городской голова после своего восстановления в должности после первой отставки, а это произошло еще в мае, не провел ни одного совещания по проблеме отопительного сезона. В общем, ничего не было сделано. Поэтому пришлось экстренно в эту ситуацию включаться. Сегодня все проблемы уже практически решены. Остались только технические вопросы.

Первыми теплоноситель получили медицинские учреждения города – детские отделения, хирургический и операционный блоки, отделение реанимации (поскольку это наиболее уязвимые и социально значимые объекты), потом – жилые дома. По состоянию на 27 октября тепло подано во все 806 домов жилого фонда. В 20 домах имеются проблемы технического плана, связанные с подачей тепла. Они будут решены в течение двух суток.

И 20 октября решился вопрос, в частности, благодаря помощи народного депутата Сергея Дунаева, с договорами и лимитами на газ.

– Как обстоят дела в медицинской сфере Северодонецка? Нагрузка на больницы выросла многократно, удается ли соответствовать требованиям времени?

– Прямо сейчас в Северодонецке разворачивается программа «Стоп инфаркт», в рамках которой Институт сердца известного кардиохирурга Тодурова у нас в городе открывает отделение. Уже заключен договор с городским советом, выделено и отремонтировано помещение. Сейчас идет процесс закупки оборудования. Открытие такого центра позволит буквально спасти пациентов, и не только проживающих в Северодонецке. Ведь специфика этой проблемы заключается в том, что если в течение двух часов человек, получивший инфаркт или инсульт, не доставляется в специализированное учреждение – он погибает. Вот и получается, что живущие в радиусе двухчасовой езды люди будут теперь спасены. Им своевременно окажут квалифицированную медицинскую помощь и многие проживут еще долго.

– Все знают, что ощущается очень большая нехватка профессиональных кадров. Планирует ли город приглашать специалистов-медиков и какие условия он может им предложить?

– В Северодонецк переселились и областные медицинские учреждения. Они переехали большей частью формально, занимаются созданием материально-технической базы, а врачи, к сожалению, остались на той территории. Естественно, наблюдается отток кадров из местных больниц в создающиеся областные. Путем решения этой проблемы является, в частности, и предоставление служебного жилья. Вот если мы начнем строительство многоквартирного дома, появится и перспектива служебного жилья, которое может привлечь тех же медработников.

– В разговоре упоминалась госпитализация пациента. Насколько безопасно перевозить больного по городским дорогам?

– Расскажу на примере цифр. В 2015 году на капитальный ремонт  дорог в Северодонецке было выделено 1 млн. 870 тыс. грн. и отремонтировано 6 тыс. кв. м. В 2016-м – выделено 7 млн. 90 тыс. грн. и отремонтировано более 26 тыс. кв. м.

Текущий (ямочный) ремонт: в прошлом году было выделено 300 тыс. грн. и отремонтировано 1 тыс. кв. м поврежденного асфальтового покрытия, причем ремонтные работы проводились в октябре-ноябре. В нынешнем году выделено 2 млн. 174 тыс. грн. Заасфальтированы все ямы, что составило 7 тыс. 246 кв. м. То есть сделано в 7 раз больше и ремонтные работы были закончены в июле, что тоже говорит об их качестве.

Внутриквартальные дороги: в 2015 году было отремонтировано 5 тыс. 300 кв. м на сумму 1 млн. 600 тыс. грн. В 2016-м выделено 4 млн. 360 тыс. грн., отремонтировано 14 тыс. 533 кв. м, то есть почти в три раза больше.

Дорожная разметка не наносилась все последние годы.  В 2016 году она впервые появилась. На это выделено 400 тыс.  грн.

На капитальный ремонт уличного освещения в поселках, хотя правильнее будет сказать на освещение поселков, ни в 2015 году, ни в предыдущие годы средства не выделялись. В 2016 году на эти цели выделено 3 млн. 80 тыс. грн. Сиротино, Боровское, Метелкино, Щедрищево, Воеводовка, Синецкий и Вороново – все они будут освещены современными светодиодными светильниками. Требовалось также провести обрезку деревьев в поселках. От нее зависила надежность электроснабжения – ветви деревьев обрывали провода при порывах ветра и, соответственно, жители поселков оставались без электричества. В 2015 году – 0 грн., в 2016 году – 127 тыс. грн. В трех поселках – Павлоград, Синецкий и Сиротино – эта проблема полностью решена.

– Большое внимание уделяется центральным проспектам. Расскажите, пожалуйста, как за ними ухаживают и что будет с остальными улицами и кварталами Северодонецка?

– Ямочный ремонт планируется выполнять круглый год. Сейчас есть современная техника и технология, которая позволяет не накапливать ямы всю зиму, а ремонтировать их по мере появления. Мы планируем закупить такое оборудование, создать в городе дорожный участок, ликвидированный несколько лет назад, и эту проблему решить, как говорится, раз и навсегда.

Что касается капитального ремонта дорог, то такая работа действительно проводится прежде всего по центральным улицам, поскольку по ним движется общественный транспорт, он же и социальный, то есть троллейбусы. К сожалению, не хватает денег, чтобы сделать капитальный ремонт дорог сразу во всем городе. Во-первых, это огромные средства, непосильные для городского бюджета. Во-вторых, утрачена структура, которая бы могла выполнять ремонтные работы в таких объемах. Сегодня в нашем регионе существует фактически одно предприятие, которое может делать качественный ремонт дорог. Оно физически не успевает выполнять все необходимые ремонты.

– Какую технику планируется закупить для ремонта дорог в городе?

– Как я уже сказал, мы собираемся открыть дорожный участок. Естественно, людям, которые там будут работать, необходима техника. Планируем закупить фрезу, каток, возможно, асфальтоукладчик. Но опять же, все зависит от того, каким будет бюджет в следующем году.

Создание участка, который сможет выполнять текущий ремонт дорог в городе, обойдется примерно в 26 млн. грн. Это большая нагрузка на городской бюджет.

– Кроме ремонта, городские улицы нуждаются еще в уборке и благо­устройстве. Как обстоят дела с этими видами работ?

– Есть проблема, которая долгое время не решалась. Она заключается в том, что ранее улицы убирали ЖЭКи. Но сегодня в городе действуют коммунальные тарифы, принятые в 2008 году. Эти деньги не позволяют проводить работы по уборке улиц. Даже с дотациями из городского бюджета их с трудом хватает на проведение уборки во дворах, в подъездах и на оказание минимума услуг, которые должны оказывать ЖЭКи. И получается, что улицы у нас оказались без внимания. Естественно, перед праздниками проводили субботники, наводили чистоту и порядок, но, следует признать, этого недостаточно. Поэтому планируется весь город перевести на платную уборку улиц.

Чтобы понять, как правильно это сделать, решили запустить пилотный проект. В него включили бульвар Дружбы народов (бывшую ул. Ленина) и проспект Центральный (бывший Советский). Наши требования такие: всегда будет убран снег, если это зима; побелены бордюры, обрезаны деревья, покошена трава, вовремя убрана и вывезена листва. Естественно, что там не будет мусора, планируется установка урн и их ежедневное освобождение. Если этот опыт будет удачным, в чем сомнений практически нет, то в дальнейшем он будет распространен на весь город.

– А существует ли сейчас проблема с транспортом, как в самом Северодонецке, так и в прилегающих поселках?

– Транспортное сообщение у нас стабильное. Вопрос в том, что население у нас сегодня находится на грани крайней бедности. Поэтому очень актуально такое понятие, как социальные, или, другими словами, льготные перевозки. Сегодня в городе в основном этим занимается троллейбусное управление. До последнего времени компенсацию за перевозки льготных категорий населения оно получало из госбюджета. Как, в общем-то, и должно быть: Верховная Рада принимает закон о льготах, Президент его подписывает, и, соответственно, эти же органы отвечают за финансирование определенного ими объема льгот. Но с текущего года ситуация была перевернута с ног на голову. Государственная власть обязала местные бюджеты самостоятельно финансировать льготные пассажироперевозки, но при этом не передала дополнительные источники финансирования. В городском бюджете были урезаны другие статьи расходов, но изысканы средства на содержание троллейбусного управления.

– А на чем пришлось сэкономить?

– Да практически на всем, потому что городской бюджет – большой кошелек, где расходы предусмотрены на все направления. Как правило, это касается бюджета развития, средства от которого могли бы пойти на ремонт дорог, тротуаров, поддержание чистоты в городе, на скверы, воссоздание парка... О нем хотелось бы сказать особо.

Городской парк был уничтожен в 2008 году при правлении мэра Грицишина. Вырезано все: электрокабели, освещение, аттракционы. И теперь существует проблема – в Северодонецке нет места, где люди могли бы прогуляться, культурно отдохнуть.

Поэтому сегодня остро стоит вопрос о восстановлении парка. Появились инвесторы, у которых есть интерес к этому проекту, и город, естественно, подключится. Думаю, что депутаты выделят средства на восстановление освещения, на дорожки, чтобы на первое время это был лесопарк, где можно спокойно и безопасно прогуляться.

– Расскажите, пожалуйста, о планах по модернизации моста на Рубежное.

– Это тоже одна из проблем, существующих в городе. Мост на Рубежное, который сейчас фактически связывает Северодонецк с Украиной, с большой землей, проходит через Боровую. Эта река достаточно быстрая и по классификации близка к горным рекам. Поэтому для надежного функционирования моста необходима плотина, которая уменьшала бы скорость течения, чтобы вода не разрушала его опоры. Такая плотина  раньше существовала, но была разрушена лет 15 назад. Сегодня у нас есть проект по ее восстановлению, но уже в новом качестве. Будет запроектирована микрогидроэлектростанция. Новая плотина будет несколько выше, чем старая, появится небольшое водохранилище, а это – дополнительная зона отдыха. Опоры моста удастся сохранить, а благодаря тому количеству электричества, которое выработает микроГЭС, можно будет спасти городские озера. В Северодонецке всего два водоема, и оба они искусственные. В летнюю жару городскому населению отдохнуть, кроме как на этих озерах, больше фактически и негде, а они страдают от недостатка воды. Если удастся сделать плотину, этой же водой и за счет вырабатываемой электроэнергии можно будет запитать и Парковое, и Чистое озера, что, я думаю, тоже порадует многих северодончан.

– В какую сумму обойдется реализация этого проекта?

– В довоенных, как говорится, ценах, она составляла порядка 30 миллионов грн. Сегодня делаем расчет. Приблизительно миллионов 40, а может, и больше.

– Еще одна актуальная проблема – устаревшая система канализации и утилизация мусора…

– С несанкционированными свалками работа проводится в двух направлениях. Во-первых, к ним заблокированы подъезды и установлено видеонаблюдение. Поймано уже достаточно много людей, которые пытались выбрасывать твердые бытовые отходы. Сегодня эти стихийные свалки хотя бы не растут в объемах. Сейчас подсчитывается, какая сумма необходима для вывоза накопившегося мусора. Средства будут выделены, свалки ликвидированы.

Теперь, что касается системы канализации. Для Северодонецка это очень актуальная проблема. Причем, если она еще сильнее обострится, то под угрозой окажется вообще существование всего города. Те канализационные коллекторы, которые были проложены 30-50 лет назад, практически сгнили. На сегодня они представляют собой, скажем так, пространство, сформированное сплетением корней, со стоками внутри. Сейчас проводится работа по подсчету средств, необходимых для устранения этой проблемы. И заодно поставлена задача решить вопрос по очистным сооружениям.

Не имея своих очистных сооружений, город до сих пор использует те, что принадлежат ЧАО «Северодонецкое объединение Азот». Благодаря новому статусу этого предприятия, тарифы на услуги по канализации и водоотведению в Северодонецке сейчас одни из самых высоких в стране. Поэтому исполком и депутаты считают целесообразным проектирование и создание городских очистных сооружений, которые, во-первых, позволят снизить плату для населения, по предварительным расчетам, примерно в два раза. И во-вторых, они будут способствовать решению проблемы с подкачкой воды в озеро Чистое, а возможно и в Клешню, Кривенькое, потому как вода, очищенная по современным технологиям, может использоваться для подпитки озер.

– Сегодня правительством повсеместно повышаются тарифы – от электроэнергии до газа, что ведет к подорожанию и других услуг. Смогут ли северодонецкие бюджетники платить за них?

– Первым решением сессии городского совета седьмого созыва было решение об утверждении городского бюджета. В его проекте, который, кстати, разрабатывался под руководством бывшего городского головы, не была предусмотрена 20% надбавка, которая положена учителям и медикам по закону. Депутаты такую поправку внесли и первым же своим решением эти положенные по закону деньги людям были возвращены. Такая же практика планируется и на будущий бюджет, и на последующие годы.

Многие нас за это критиковали, говорили, что это бюджет проедания, что поступили плохо – изъяли средства из бюджета развития и отдали людям. Я так не считаю. Во-первых, мы отдали их тем, кто в этом остро нуждается. Во-вторых, эти деньги им положены по закону. В-третьих, деньги будут потрачены в городе и в виде налогов вернутся в городской бюджет.

– Что ждет культурную и спортивную инфраструктуру Северодонецка?

– Одно из важных мероприятий – восстановление фонтана. В каденцию одного из мэров на площади перед городским Дворцом культуры был построен большой цветомузыкальный фонтан. Он стал излюбленным местом отдыха северодончан, и многие теперь с сожалением вспоминают те времена, ведь сейчас фонтан не работает. Увы, из-за просчетов бывшего руководителя не была запроектирована подготовка воды. Сначала из-за этого забились форсунки, а потом они благополучно сгнили. И теперь восстановление – это практически создание нового фонтана на том же месте, где он и был.

Планируем, что это обойдется нам не так дорого, но будет качественнее. Мы уж точно позаботимся и о подготовке воды, и о консервации фонтана на зиму, чтобы он служил, как положено, 20-30 лет, а не 2 года.

У нас есть Ледовый Дворец спорта. Это одно из самых знаковых сооружений для Северодонецка. Далеко не в каждом городе Украины есть подобные арены. Северодонецку в этом плане повезло. Ледовый Дворец спорта был построен в советское время. В нем проводились чемпионаты по хоккею, фигурному катанию, сюда приезжали тренироваться и члены сборных команд, выступали звезды эстрады. В общем, это сооружение, как показала практика, оказалось очень полезным для города. Но сегодня оказалось в тяжелой ситуации. В 2008 году Ледовый был заложен под кредит. Кредит получило наше КП «СТКЭ» – предприятие, которое снабжает теплом город. Потом в том же году «СТКЭ» было передано в концессию, одним из условий которой было погашение кредита. Концессионер оказался мошенником, который не только не погашал кредит, но и выводил на счета своих предприятий все деньги, которые поступали от населения и из бюджета. Поэтому в 2010 году, в предыдущем созыве городского совета, депутатами был принят ряд срочных мер. Договор концессии расторгнут, «СТКЭ» сохранено и сейчас оно отапливает город, причем, надо признать, намного успешнее, чем государственная ТЭЦ. Но кредит остался не погашен. Потом началась чехарда с банками, банковские кризисы. Права на этот кредит переходили от банка к банку. Сегодня ими владеет РВС-банк. Он то и предпринял попытку лишить город такого объекта, как Ледовый Дворец, в судебном порядке выдвинув требование о праве собственности на Ледовый в качестве погашения долга по кредиту.

При моем участии было организовано противодействие этому рейдерскому плану. Город выиграл первый суд в Харьковском хозяйственном суде. Сейчас дело находится в апелляции в Харьковском апелляционном хозяйственном суде. Надеемся, что мы выиграем и второй суд. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Мы обратились в прокуратуру, прокуратура подала от имени городского совета еще один иск. Мы рассчитываем, что в рамках этого дела будет арестовано имущество, которое сейчас находится в судебном споре. Таким образом, Ледовый Дворец, как бы там ни решилось в Харькове, не будет украден у города, и справедливость восторжествует.

Уже вторым шагом после решения вопроса о возвращении права собственности городу мы планируем восстановить сам Ледовый Дворец и лед в нем. Лед исчез еще в прошлую каденцию правления Казакова. Было демонтировано все оборудование и тогда еще депутатам обещали, что старое и неэффективное демонтированное оборудование будет продано, а на полученные от его реализации средства закупят новое и эффективное.  Но оказалось, что это только половина правды. Старое оборудование продали, а новое так и не появилось. Сейчас проводятся переговоры, и если вопросы о собственности Ледового будут решены в суде, лед во Дворце появится уже в следующем году. Это крайне необходимо для возрождения спортивных традиций города и его спортивной славы.

– Но содержание такого крупного объекта – дорогое удовольствие. Справится ли с этой нагрузкой городской бюджет?

– По предварительным оценкам, если в Ледовом Дворце будет ледовое покрытие, содержание здания потянет примерно на 400-500 тыс. грн. в месяц. По опыту эксплуатации таких сооружений в Дружковке, Одессе, Киеве мы делаем вывод, что можно добиться самоокупаемости, то есть текущих доходов от платы за лед будет достаточно, чтобы поддерживать Дворец без ущерба для города.

– Все проекты, о которых шла речь, очень масштабные и дорогостоящие. Откуда брать ресурсы, ведь город своими силами вряд ли сможет все это реализовать?

– Правильно. Городской бюджет не настолько богат, чтобы хватило на все. Кроме того, эти проекты – дело не одного дня и даже не одного года. И, конечно же, мы предпримем все меры по поиску дополнительных источников финансирования. То есть будем просить в области, в Киеве… Я уверен, что город будет развиваться. Я поделился только частью планов. Хотелось бы, чтобы Северодонецк, мой любимый город, был привлекательным для жизни, чтобы люди сюда ехали не потому, что от войны убежали, а потому, что здесь приятно и комфортно жить и работать, здесь дружественная и благоприятная атмосфера. Вот таким оазисом хотелось бы сделать город.

По материалам газеты «Сєвєродонецькі вісті»





Рейтинг: 
5
Средняя: 5 (1 оценка)